Восемь лет жить на яхте: российская семья описала крутое путешествие

Клочковы у мыса Горн

Семья Клочковых родом из Новосибирска. Их семейная яхт-команда состоит из четырех членов: капитана судна, призера престижных яхтенных гонок и опытного мореплавателя — папы, 47-летнего Андрея; старшего помощника, члена Русского географического общества, эколога-энтузиаста — мамы, 47-летней Марины; второго помощника, старшей дочери Анастасии (сейчас ей 20 лет); и юнги — младшей дочки Лады, которой исполнилось одиннадцать. Сейчас семья временно пребывает на суше, на родине. Готовится к новым морским походам.

Ты помнишь, как все начиналось…

Рассказывая о том, как они дошли до жизни такой морской, Марина вспоминает, что точкой отсчета можно считать книгу «Дети капитана Гранта», которая поразила ее, девятилетнюю девочку, до глубины детской души.

— Огромная карта, которая висела у нас на стене, приобрела новый смысл, в мой мир пришла тайна, — начала рассказ Марина. — У меня в детстве было три мечты, и «выросли» они от начитанности. К подростковому возрасту я хотела быть Чингачгуком, д’Артаньяном и обойти под парусом вокруг света.

Окончив школу, Марина встроилась в обычную жизнь с учебой в колледже и вузе. С Андреем она познакомилась, будучи студенткой: девушка подрабатывала ночным кассиром в фастфуде, а Андрей пришел к ним как клиент. После окончания первого вуза Марина устроилась брокером в финансовую компанию Андрея. Начиналось все вполне прозаично…

Компания Андрея со временем стала заниматься сдачей в аренду офисных и складских помещений. Через несколько лет после свадьбы супруги постепенно перевели бизнес на дистанционные рельсы и построили себе дом в Горном Алтае, в курортной зоне (село Элекмонар), в который позже совсем переехали.

Их кочевая жизнь, полная приключений, начиналась с путешествий по суше. Когда Насте исполнилось шесть, зимы они стали проводить в жарких странах Юго-Восточной Азии. У Насти была бронхиальная астма, и врачи рекомендовали пережидать холод в теплых краях. Объездили весь Таиланд, Малайзию, Индонезию, Сингапур, Камбоджу… Работали дистанционно, Андрей вел свой бизнес, а Марина после окончания второго вуза — журфака СПбГУ — писала статьи в интернет-СМИ.

Зимы, проведенные в азиатских странах, кардинально поменяли их картину мира.

— Турпоездки — это одно, а когда ты долго путешествуешь самостоятельно, без забронированных заранее гостиниц, ты наблюдаешь жизнь страны изнутри, какой ее видят местные жители, — делится Марина. — На севере Таиланда Андрей увлекся целительскими практиками. Соответственно, вокруг тебя буддистские храмы, монахи, мантры, люди, ищущие свою Шамбалу. Попадаются парни с дредами до пояса, которые на байке пересекают всю Азию… Ты встречаешь огромное количество людей, с которыми ты не столкнулся бы, живя на одном месте. Твоя картина мира становится объемней, ты начинаешь по-другому мыслить, видеть массу альтернативных способов прожить свою жизнь.

Летом семье тоже не сиделось на месте: они разъезжали по всей стране и ближнему зарубежью. Однажды летом с семилетней Настей и старшей дочкой Андрея Наташей объехали на автомобиле половину России — от Алтая к Питеру, Москве, Золотому кольцу и Азовскому морю. За месяц накатали 15 тысяч километров, при этом ночевали только в палатке. Через два года повторили то же самое уже со второй дочкой — годовалой Ладой. Автопалаточной жизнью были охвачены Сибирь, Урал, Поволжье, Москва и Питер, Беларусь с Украиной. 23 тысячи километров дорог!

Как строили лодки, и лодки звались Вера, Надежда, Любовь

Первые эпизодические выходы под парусом случились у них в 2000 году, когда у Марины и Андрея еще не было детей, — на родном Обском море и озере Тургояк. И только через десять лет Андрей отучился в яхтенной школе и получил «корочки» шкипера. Затем активно занялся перегонами и регатами.

— Однажды во время очередной зимовки мы наткнулись на тайском островке Ко Липе на объявление, прибитое к кокосовой пальме: «Возьмем в экипаж парусной яхты 2–4 человека. Еда и топливо — в складчину». Читая это объявление, мы с удивлением обнаружили, что жизнь-мечта существует!

Это объявление и стало для них толчком к тому, чтобы они обзавелись яхтой и начали осуществление своих «мечт». Между днем, когда они увидели объявление, и покупкой яхты прошло шесть лет.

— В наш первый совместный выход на чартерной яхте в океан Ладе было полтора года, — вспоминает Марина. — Андрей был капитаном, Настя — юнгой, я — старпомом. За две недели мы обошли пять из семи крупных Канарских островов. И через год, в 2013 году, мы купили яхту Lady Mary, наш «плавучий дом».

«Леди Мэри» под парусом

Больше они в Азию на зиму не летали, а перебрались жить на яхту. За первую зиму прошли Средиземное море с запада на восток — это была тренировка перед выходом в кругосветку. К тому времени свой бизнес они окончательно перевели в дистанционный режим работы.

— Много потеряли в доходах, но на порядок больше стало счастья в семье, и мира, и здоровья, — уверяет Марина. — Нас, бывает, спрашивают: а как вы так на яхте отправились с детьми в Южный океан? А у меня вопрос: а как без детей-то? Мы же поехали не в турпоездку, а переехали жить на яхту.

В ноябре 2014 года Клочковы стартовали из Черногории в свою первую кругосветку — с востока на запад. Четыре года шли до Таити. Прошли Средиземное море, дошли до Канарских островов, потом была Западная Африка: Сенегал, Гамбия, Острова Зеленого Мыса — Кабо-Верде. Потом — переход Атлантики на Южную Америку, Карибские острова. Куба, Мексика, Колумбия, — и через Панамский канал вышли в Тихий океан. В Тихом океане были Галапагосские острова, остров Пасхи, остров Питкэрн. И оттуда дошли до Французской Полинезии. Таким образом, прошли половину кругосветного плавания.

Остров Пасхи

В ноябре 2018 года посреди Тихого океана Андрей и Марина заболели и, потеряв месяц на восстановление, не успели уйти на сезон ураганов в безопасные воды. Пришлось кардинально менять маршрут — либо пережидать ураганный сезон на жарком экваториальном атолле, либо уходить далеко на юг. Так их первое кругосветное плавание было прервано, и началась экспедиция по самому сложному кругосветному маршруту с запада на восток: через все южные мысы планеты и Антарктиду. До них ни одна семья с детьми в мире не ходила вокруг света по такому сложному маршруту.

Кругосветка длилась три года. Путешествие началось от острова Французской Полинезии Бора-Бора. За три года Клочковы прошли Южный Тихий океан, мыс Горн и обошли Антарктиду, преодолели сильные шторма в Южной Атлантике, достигли мыса Доброй Надежды, пересекли Южный Индийский океан и остановились в Западной Австралии аж на год — из-за пандемии.

«Леди Мэри» у Антарктического континента

В ноябре 2021 года «МК» связывался с Клочковыми через спутниковую связь, когда те находились на своей яхте на пути к Французской Полинезии. Из-за пандемии ни одно иностранное государство не разрешало им пристать к берегу, чтобы пополнить запасы и сделать ремонт.  

— Мы были не первой и не последней яхтой, которой в пандемию отказали в emergency stop, — делится Марина. — У нас впритык хватало воды, чтобы дотянуть до Полинезии (а до нее нужно было идти еще две недели). Хотя мы, конечно, были готовы к трудностям, у нас был аварийный ручной опреснитель. Но самое печальное то, что страх заразиться от незаразных после месяцев самоизоляции моряков подвергает их жизни опасности. Странно, что за все время пандемии так и не придумали, как безопасно доставить воду и еду на борт, это же так просто технически сделать!

26 ноября 2021 года Клочковы пересекли свой трек трехлетней давности между островами Муреа и Хуахине. Пятый, заключительный этап трехлетнего путешествия длился 85 дней и закончился там же, где и начался, — во Французской Полинезии. Там стояли, отдыхали, чинились, и… подхватили ковид. Из-за этого отложили выход в море на две недели — ждали, вдруг какие-то осложнения проявятся.  

В конце февраля они вышли на Владивосток. Шли 57 дней, никуда не заходя, и в конце апреля вернулись на родимый берег.  

— В Японском море в нас чуть рыбацкий корабль не врезался, потому что оказалось, что они не смотрят ни по сторонам, ни на приборы, — рассказывает Марина. — Мы уже сигналили, как люстра, зажгли все огни… Он в бреющем полете, буквально в 50 метрах от нас отвернул. У него скорость была значительно больше, чем наша. А у нас ограничения из-за ветра, потому что мы под парусом…

Яхту Клочковы оставили во Владивостоке. Завершающий этап второго кругосветного был сухопутным, от Владивостока до Новосибирска на автомобиле (машину сначала планировали купить, но потом нашелся человек, которому как раз надо было перегнать автомобиль). Десять дней Клочковы были в пути, а по дороге — во Владивостоке, Хабаровске, Чите, Иркутске, Красноярске — у них проходили встречи с людьми, организованные в том числе Русским географическим обществом, на которых они рассказывали о своих путешествиях. В конце мая мореплаватели прибыли на родину.

И волны нам пели

Обе девочки грызли гранит школьных наук на борту. Под шум волн и подставляя иногда руку под соленые брызги, пытаясь рассмотреть в пучине морской проплывающих рыбок… Смотришь вот так в лазурную даль горизонта, на необъятные морские просторы и решаешь задачку по математике.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика