Из-за «серых» схем продажи лекарств в аптеках возбудили уголовные дела

Собственно говоря, таких «дел» разворачивается сразу несколько. Одно из них возбуждено по статье 175 УК РФ («Приобретение или сбыт имущества, заведомо добытого преступным путем»). Основанием послужила проверка в одной из несетевых аптек в Алексеевском районе Москвы. Внимание полицейских, как сообщил «МК» источник в столичном ГУ МВД, привлекло объявление о продаже препарата «Артлегиа» за 150 тысяч рублей — это примерно втрое дороже, чем обычно.

На месте выяснилось, что такие деньги берутся, во-первых, за то, что лекарство само по себе есть в наличии — потому что дело было в разгар волны «Омикрона», а препарат входит в схемы лечения коронавируса. А во-вторых, за то, что у покупателей не спрашивают рецепт, при том что лекарство является рецептурным.

Но самое интересное произошло, когда оперативники, проведя контрольную закупку, стали выяснять происхождение конкретной партии препарата. «Оперативники выяснили с помощью системы маркировки лекарственных препаратов, что партия «Артлегии», которую аптека реализовывала по завышенной цене, ранее была поставлена городской больнице — сообщил источник. — Каким образом препарат, закупленный для лечения пациентов в государственной больнице, оказался в продаже, сотрудники аптеки пояснить не смогли».

При дальнейшей проверке аптеки, сообщили в МВД, оказалось, что торговля по такой схеме велась — и планировалась — и другими препаратами, в частности, противоэпилептическим лекарством «Лирика» и онкологическим препаратом «Китруда». Оба эти лекарства также были ранее закуплены для государственных учреждений, а значит, поставки были нелегальными. Это дало полицейскому следствию повод начать разбирательство, чтобы вскрыть цепочку нелегальных поставок больничных препаратов.

Еще об одном подобном деле ГУ МВД Москвы сообщает официально. Так, по сообщению ведомства, Главное следственное управление ГУ МВД России по г. Москве во взаимодействии с сотрудниками Управления «П» 4 Службы ФСБ России, территориальными органами безопасности, Росздравнадзором и представителями ЦРПТ (оператор маркировки лекарств) «пресекло деятельность организованной группы, участники которой подозреваются в краже медикаментов, предназначенных для лечения онкологических больных».

— Предварительно установлено, что злоумышленники, фальсифицируя отчетную документацию, с мая 2021 по апрель 2022 года тайно похищали лекарственные препараты, состоящие на особом номерном учете. Стоимость одной дозы некоторых из них превышает 340 тысяч рублей, — сообщила пресс-секретарь МВД Ирина Волк. — В дальнейшем медикаменты реализовывались через аптечные пункты.

Задержано около 2000 единиц таких препаратов, возбуждены уголовные дела. Главный вопрос — в том, будет ли это началом новой публичной кампании, направленной на «наведение порядка» в торговле лекарствами или останется эксцессом.

—- Ситуация действительно качественно меняется буквально в последний год, — рассказали «МК» в одной из московских аптечных сетей. — С одной стороны, катализатором изменений стала пандемия коронавируса, которая сделала заметным черный рынок препаратов. С другой стороны — появился новый инструмент контроля в виде индивидуальной маркировки. Сетевые аптеки с каждым месяцем ужесточают рецептурный контроль. Но мелкие частные аптеки пытаются взять свое за счет неприемлемого для сетей риска — так что в этом секторе нарушения могут выявляться и в дальнейшем.

По словам представителя сети, сейчас государство может обеспечить тотальный контроль и рецептурных препаратов, и цепочки поставок. Но то, что этого не происходит — это заметим уже от себя — вопрос прежде всего политический. Потому что ставить нуждающихся в лекарствах людей (и речь не о наркопотребителях!) в совершенно безвыходное положение не выгодно никому.

А потому — серые схемы с участием обычных аптек продолжают действовать. «Мне пришлось научиться доставать лекарства фактически из-под полы, — рассказала «МК» 39-летняя Елизавета, мама годовалого малыша. — Все дело в том, что препарат, который мне был необходим во время беременности для поддержания правильного гемостаза, оказался в стандартной схеме для лечения коронавируса. В результате практически все поставки этого препарата были перенаправлены в больницы, в свободную продажу он не поступал». 

Собеседница «МК» вначале, разумеется, попробовала получить рецепт легальным путем — но столкнулась с негласным, но жестким запретом выдавать такие рецепты в женских консультациях. Заключения из профильного медцентра в качестве  показания оказалось недостаточно…  Времени «бодать систему» дальше уже не было — лекарство нужно было прямо сейчас…

— Мне пришлось узнать, что больничные запасы лекарств попадают в некоторые аптеки, но далеко не всегда значатся в интернет-поисковике, — рассказала пациентка. — Выяснилось это случайно: в одной из аптек, где мы наудачу спросили, нет ли этого препарата, нам сказали оставить телефон: «Вдруг повезет, и поступит». И через пару дней мужу звонят: сможете приехать забрать лекарство в течение трех часов? Только оплата, пожалуйста, наличными. Оказалось, что поступившая партия не могла быть проведена по маркировке, и ее продавали фактически из-под полы. Конечно, мы купили, причем с некоторым запасом.

Полная прозрачность, которую могут обеспечить маркировка и оперативные действия полиции, должна покончить с этим серым — если не назвать его черным — рынком. Но пока сохраняется нынешнее положение с доступностью лекарств, он, видимо, продолжит функционировать.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика