Украинские беженцы побежали из Европы в Россию: выгоняют на улицу
Сергей родом из Запорожья, по специальности — металлург, долгие годы работал на «Запорожстали».
— Переехать в Ирландию нам посоветовали знакомые, — рассказывает Сергей. — Сказали, что там хорошие пособия. Сначала поехала жена с сыном, потом к ним перебрался и я. Благо на Украине процветает коррупция. Чтобы пересечь украинскую границу, пришлось купить справку, дающую право на «откос» от армии по медицинским показаниям. Я присягу давал один раз, еще в Советском Союзе, когда в 1990-92 годах служил на аэродроме в Плесецке, в Архангельской области. За липовую справку пришлось выложить 4,5 тысячи долларов, при этом влез в долги.
Всего в Ирландию переехали около ста тысяч украинских беженцев.
— Всех прибывающих волонтеры отвозят в центр распределения, а дальше — куда попадешь. Кто-то оказывается в общежитии или в хостеле. В одних отелях предоставляется бесплатное питание, в других с беженцев высчитывают по 10 евро в день за питание, с ребенка — по 5.
Также переселенцы, как говорит Сергей, живут в семьях. В Ирландии действует специальная программа ARP, согласно которой правительство платит владельцу жилья 800 евро в месяц, если он приютит у себя беженцев.
— Мы с женой и сыном-подростком живем в отдельной квартире в городке Слайго на северо-западе Ирландии. Сами оплачиваем коммунальные услуги. Холодная вода здесь, кстати, бесплатная. Ее смело можно пить прямо из-под крана. А вот горячая вода и электричество влетают «в копеечку». Мы со своих пособий платим за коммуналку примерно 500 евро в месяц.
Пособия, как говорит наш собеседник, пока еще, действительно, хорошие. Но, похоже, такой нарочитой благотворительности приходит конец.
— Некоторые беженцы даже откладывали какие-то суммы, как будто находятся здесь на заработках. Например, мать-одиночка получает 220 евро в неделю, плюс 50 евро на ребенка. Помимо этого есть еще и ежемесячное пособие на ребенка, которое составляет 140 евро. Пенсионерам, людям старше 65 лет, платят по 250 евро в неделю. Когда я воссоединился с семьей, нам стали платить уже меньше, по 206 евро в неделю на взрослого и 50 на ребенка.
Сейчас, правда, речь идет о резком сокращении финансовых вливаний. А работу беженцам без знания языка найти непросто.
— Ничего толкового не предлагают, в основном вакансии есть в сфере обслуживания. Это — мойщик посуды, разнорабочий. Одна из наших знакомых девушек, которая хорошо знала английский язык, смогла найти работу только горничной в отеле. Но не выдержала нагрузки, бросила все и уехала из Ирландии. Честно говоря, беженцы не очень-то и стараются подрабатывать. Им хватает пособий. Мы сами платим за коммунальные услуги, нам приходится искать подработку. Жена занята на работе два дня в неделю. При этом с нее снимают часть пособия. Если устраиваешься на полный рабочий день, тебе вообще перестают платить пособие.