Выявлена связь между наличием цели в жизни и риском развития деменции
Исследование показало, что отсутствие цели в жизни и ограниченных возможностей для личностного роста может увеличить риск развития умеренных когнитивных нарушений (MCI), которые часто являются предвестниками деменции.
Эти аспекты психологического благополучия, пишет The Guardian, заметно снижаются за два-шесть лет до того, как диагностируются потеря памяти и проблемы с мышлением.
Это исследование дополняет данные, подтверждающие связь психологического благополучия со старением мозга, включая развитие деменции, отмечает The Guardian.
Исследователи наблюдали за 910 людьми в штате Иллинойс, США, в среднем в течение 14 лет, чтобы оценить, развились ли у них умеренные когнитивные нарушения или деменция.
Ежегодная оценка психологического благополучия участников включала сбор данных о цели в жизни, позитивных отношениях с окружающими, личностном росте, самопринятии и автономии.
В ходе последующего наблюдения у 29% участников были диагностированы умеренные когнитивные нарушения. У 34% из этой группы была диагностирована деменция.
Окончательный анализ был основан на данных о 229 участниках, у которых были полные данные до и после исследования, в том числе у 73 из них развилась деменция.
По сравнению с участниками, у которых сохранилась “когнитивная целостность”, у тех, у кого развились умеренные когнитивные нарушения, более низкий уровень психологического благополучия.
Аналогичным образом, по сравнению с теми, у кого не развилось слабоумие, те, у кого оно развилось, с большей вероятностью имели более низкий уровень психологического благополучия, пишет The Guardian.
Исследователи из США, Китая и Швеции, чье исследование было опубликовано в журнале Journal of Neurology, Neurosurgery & Psychiatry, обнаружили, что у людей, у которых развились умеренные когнитивные нарушения, психологическое благополучие снижалось быстрее по сравнению с людьми, которые были “когнитивно неповрежденными”.
Эксперты установили, что за два года до того, как им был поставлен диагноз “умеренные когнитивные нарушения», у них были более низкие показатели самочувствия. Исследователи также обнаружили, что у людей, у которых развился MCI, за три года до постановки диагноза отсутствовала цель в жизни, а за шесть лет до постановки диагноза у них был более низкий уровень личностного роста.
Исследователи предупредили, что это было наблюдательное исследование, поэтому нельзя было сделать однозначных выводов о причине и следствии. Участники были хорошо образованы, что, возможно, привело к предвзятости при отборе из-за эффекта “здорового добровольца”.
Исследователи признали, что большинство участников были белыми и женщинами, что может ограничить обобщаемость полученных результатов. Они также признали, что ухудшение когнитивных способностей может влиять на психологическое благополучие, а также наоборот.
Исследовательская группа заявила: “Психологическое благополучие (в частности, достижение цели в жизни и личностный рост) значительно ухудшилось до постановки диагноза “умеренные когнитивные нарушения”. Снижение психологического благополучия может служить предиктором нарушения когнитивных функций”.
Доктор Ричард Оукли, заместитель директора по исследованиям и инновациям Общества борьбы с болезнью Альцгеймера, сказал, что имеются “существенные научные доказательства” того, что забота о своем психическом благополучии и социальная активность на протяжении всей жизни могут помочь снизить риск развития умеренных когнитивных нарушений и деменции.
Он добавил: “В этом исследовании рассматривались люди, у которых был диагностирован MCI, что может быть ранним показателем того, что у человека в дальнейшем разовьется тот или иной тип деменции.
“Результаты показывают, что факторы благополучия, такие как ощущение цели в жизни и личностный рост, не обязательно являются ранним признаком деменции, но могут быть ранним признаком того, что у кого-то могут развиться легкие когнитивные нарушения”.
По словам Оукли, необходимы дальнейшие исследования. “На данном этапе неясно, можем ли мы использовать эти факторы благополучия в качестве предиктора умеренных когнитивных нарушений, и нам нужны исследования, чтобы продемонстрировать, может ли устранение этих факторов изменить траекторию снижения навыков памяти и мышления”.