Валиева в Финале Гран-при России проиграла Петросян и выиграла у Туктамышевой

Фото: fsrussia.ru

Аксель на измене

Женское одиночное – это всегда интрига. На сей раз серебро Камилы Валиевой, бронзу Елизаветы Туктамышевой и деревянную медаль Сони Акатьевой разделили не баллы даже, сотые. 241,76 балла Камилы против 241,61 Лизы и 241,09 Сони. Это прямо жестоко.

…Вдруг вспомнилось: потрясающая Лиза Туктамышева не была бы Туктиком, потеряв юмор. На одном из внутренних чемпионатов она как-то рассказывала о том, что негативные комментарии часто становятся для нее прикольными. Знает, что про ее стиль катания иногда болельщики называют «ай-нане», но даже шутит так в своем кругу. А еще – ей понравилось выражение «ручки динозаврика». Так кто-то назвал то, как она складывает руки как раз перед акселем. «Никогда не задумывалась, но у меня правда они очень расслаблены, и выглядит это как лапки тираннозавра».

Расслабленность – это не про аксель, конечно. Единственный разрешенный из элементов ультра-си в короткой программе у женщин, он изумительно покорился Аделии Петросян. А ведь второй стартовый номер был не подарком. Но программа «Вуаля» вывела Аделию на первое место безоговорочно. А еще она буквально спела дуэтом с французской певицей. «Пою и вживаюсь в образ, мне помогает».

Камила Валиева в короткой программе упала с тройного акселя. Если бы не упала, то была бы перед произвольной не третьей? Чего вот ей дался этот аксель? Обошлась бы без коварного ультра-си, живущего всегда по своим соревновательным законам. Вон – Соня Муравьева, казалось бы, в совершенстве им уже овладела, сколько раз уже его демонстрировала, но – тоже сплоховала в короткой программе в финале Гран-при. Правда, красиво реабилитировала себя в произвольной.

Как и чемпионка России Соня Акатьева, которая сразу два тройных акселя исполнила и два четверных прыжка (во второй половине программы четверной получился с ошибкой). Догоняла Соня саму себя, как раз из-за сорванного акселя оказавшись перед произвольной на пятом месте. 

Это про него, свой главный козырь, когда-то сказала в интервью «МК» Алена Косторная: «Этот аксель – такой аксель! Буквально пару недель не прыгаешь и все по новой – летаешь, как камикадзе. Надо поймать то ощущение, с которого прыгаешь. А если его теряешь, то… И это не так, как мама мне, например, говорит: ты же на велосипеде не разучишься кататься? Велосипед ты выучил на всю жизнь. А с акселем – где-то в Красноярске кто-то чихнет не так и у тебя все наперекосяк пойдет. Это вообще личное».

Это личное становится публичным и решающим на старте. И, казалось бы, само совершенство в его исполнении Елизавета Туктамышева между делом призналась после проката короткой программы: что сказать, хороший получился аксель. А в ответ на переданные ей слова Алексея Мишина о том, что Лиза выдала в финале лучший прыжок в жизни, вдруг сравнила его с тем, что случился в Москве аж три года назад, на Гран-при 2020 года. Тогда тоже, мол, хорош был.

А за три-то года, сколько Лиза отпрыгала? Это все – о коварстве прыжка, который, как говорила когда-то Туктамышева, потеряв аксель и возвращая его перед чемпионатом мира-2015 (где и победила), требует очень много сил и очень много смелости.

Фото: fsrussia.ru

В произвольной программе финала Гран-при Лиза снова пошла на два акселя, один все же чуть подвел. Но Лиза была хороша и нежна, как и весь сезон. Она выступала на домашнем льду. И все эмоции были в коньке.

Не прыгать, а как иначе?

…Так, почему все же Камила Валиева не отказалась от акселя в короткой программе? Это спорт в лучшем его проявлении – в борьбе. Камила весь сезон возвращает утраченное после Олимпийских игр. Былую легкость, фееричную форму, не позволявшую приблизиться соперницам. Именно «бабочка» на акселе в короткой программе чемпионата России, возможно, стоила Камиле золота. Если бы сделала в Красноярске даже не три, а хотя бы два оборота, были бы баллы, а не ноль. Могла ведь пойти по этому пути в финале ради титула?

То, как фигуристка выступает в условиях столь масштабного прессинга из-за продолжающегося допингового дела, даже представить сложно. Камила не из тех людей, что закрывает от себя мир. Все видит, все читает. И жажда WADA наказать ее, и безжалостные комментарии, обвиняющие в случившемся, и невнятная перспектива: а есть ли у Камилы вообще будущее на льду, – могли бы сломить уже самого стойкого. А Валиева, единственная из трех фигуристок, прошедших Олимпийские игры, – на льду.   

И на вопрос об акселе Камила ответила с удивлением: «Не прыгать? А как иначе?» И говорит: всё не так, а совсем наоборот – если бы не делала прыжки, которые не получались, вот это было бы странно. И цель в финале Гран-при была именно эта: прыгнуть аксель, во время исполнения которого сделала «бабочку» на последнем старте. «Не вижу причин его не делать. Наоборот, это очень хорошая тренировка». 

Это был последний старт сложнейшего для нее сезона. Два четверных тулупа исполнила Камила на льду «Юбилейного», упала с тройного лутца, додержала программу и зрителей. Отдала все силы. Встала на колени. И потом сказала: «я вышла на спад в этом сезоне, но это не значит, что он продолжится. Невозможно идти постоянно вверх, но это подстегивает для того, чтобы работать дальше».

Фото: fsrussia.ru

А Аделия Петросян пошла на сложнейшую программу: исполнила четверной флип (впервые!), четверной тулуп в каскаде, с ошибкой на приземлении сольный четверной тулуп, все же упала на этом изматывающим наши нервы акселе, но не сдалась. Вуаля! Вот так вот! История финала Гран-при закончилась победой бесстрашной фигуристки. 

И о погоде…

И о погоде в ледовом доме фигурного катания. Неустойчивая. Фигурное катание – было, есть и будет видом спорта, в котором один и тот же прокат может вызвать противоположные ощущения. С какой точки смотреть – в прямом (ракурс важен для оценки элемента) и переносном смыслах.

Наше умение видеть интригу, даже жаждать ее временами, там, где ее нет, не задушишь и не убьешь. И это тоже было, есть и будет. Не верим судьям и их пересмотрам позиций во время исполнения элементов. Не верим протоколам, в которых все можно посчитать, если нужно. Полагаемся на глаза и идем за эмоциями.

Болельщикам, может, и простительно. Но, если, например, у тренера есть вопросы к судьям, то им и надо их задавать вместо вбрасывания в массы болезненной темы смены гражданства юными спортсменками из-за «неправильных» оценок.

Еще есть тренерский совет, кому, как не ему, разбирать конфликт, изучая выводы, сделанные судьями по горячим же следам. И не надо апеллировать к кодексу этики. Если судейские нарушения будут выявлены, то сработать должен совсем не кодекс.

А еще и креатив в работе никто не отменял. В судейской – в том числе. И чего бы судьям не пойти в народ, например, в перерыве соревнований? И прямо в зале на большом экране показать, как выглядит тот или иной элемент на их камере, за который они снизили стоимость и получили от трибун крики «позор»? Пусть и трибуны, и все тренеры посмотрят.

Еще одна болезненно громыхнувшая тема на финале Гран-при: слова Татьяны Тарасовой о том, что канал, транслирующий фигурное катание, отстранил ее от вещания из-за поддержки Евгения Плющенко как раз в его критике судей. Так ли это, в смысле, этот ли повод сработал – вопрос, ответ на который мы в очередной раз не узнаем. Но абсолютно точно то, что любая монополия на права чревата конфликтами. Кто девушку ужинает, тот ее и танцует.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика