В вузах появится модуль социальных проектных работ «Обучение служением»
Исходной основой курса выступила разработка Магдалены Гаете Сепулведа, которая руководит лабораторией управления репутацией в образовании НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге и проректора НИУ ВШЭ Дмитрия Земцова.
В основе представленной в работе педпрактики лежит «развитии интеллектуального волонтерства социальной направленности в вузах». То есть «Обучение служением» — это проектная деятельность, «замешанная» на волонтерстве. Но она шире и больше, чем просто альтруистическая помощь бездомным, пожилым или инвалидам. Методика нацелена на принцип «научился сам — обучи других». «Свои усилия и талант (направь) на благо общества, а не только на улучшение собственного резюме», — сказано в докладе.
Студенческая деятельность будет вестись по направлениям устойчивого развития: ликвидация нищеты, ликвидация голода, хорошее здоровье и благополучие населения, качественное образование, гендерное равенство и др. (всего их 17). Обеспечить, по словам авторов, это можно только в связке вузы — соцпредприниматели — НКО (подразумеваются и благотворители, и соцбизнес, соцработники и обычные общеобразовательные школы).
Для того, что же конкретно подразумевается под «Обучением служением», в работе представлены примеры, реализованные в Испании. В методике приводится такие проекты, как «Сбережение здоровья», например. Задача — улучшение условий жизни и привычек населения путем популяризации здорового образа жизни.
Решение: студенты-фармацевты проводят ЗОЖ-семинары для студентов других специальностей. А потом они совместно читают лекции о здоровых пищевых привычках и пользе фитнеса в школах, центрах для пожилых людей и для мигрантов.
Или проект «Экоэрудит в классе». Медицинский совет (у нас Минздрав, наверное), местные власти (муниципалитет) и несколько школ объединяются, чтобы выявить школьные экологические проблемы. И решить их, причем силами учеников начальных классов. Считается, что организованный таким образом студенческий проект может выявить социальную проблему, проанализировать, и составит план решения и претворить в жизнь. Улучшив «социальную экологию». А собственно учащемуся вуза такой опыт поможет усилить личные «скиллы»: коммуникабельность, ответственность, эмпатию, терпимость, прокачать оргспособности и предпринимательскую «жилку».
«Обучение служением» — это тот инструмент, который помогает университетам выпускать не только квалифицированных специалистов, но и хороших людей», — говорит Магдалена Гаете.
О том, как именно идеи «социального университета» адаптируются к российской почве и чего ждать студентам уже этой осенью, рассказывают инициаторы и авторы модуля.