В Госдуме рассматривают закон о возвращении в школы трудового воспитания

Один из ярых сторонников трудовых повинностей в школе — спикер Госдумы Вячеслав Володин. Он не раз и не два высказывался в пользу возвращения школьных дежурств и уборок для детей. Мол, если дать детям тряпки и метлы в руки, то и появится другое отношение «к физике, и математике, и другим предметам». «Ребенок будет и расти другим. Гармония придет», – сообщил депутат на недавнем парламентском часе с Минпросвещения.

Законопроект о «трудовом воспитании» появился в 2017 году, и не все были с ним согласны. Однако ныне не то, что давеча. Комитет ГД по просвещению и профильные ведомства слились в едином порыве – труд нужен детям, да еще как! Хотя толкуют будущие изменения немного по-разному. В профильном комитете ГД разъяснют, что «трудовой блок» включает дежурства по классу, школе и уборку пришкольных территорий. В то же время первый зампред комитета Яна Лантратова говорит, что корректировке подвергнется и урок «Технология». Сейчас-то в большинстве школ Москвы эти уроки идут по программе компьютерной грамотности и начал программирования. Зачем они, когда можно вернуть в школы готовку, пошив фартуков, токарный станок… «И учителя в школах такому предложению аплодировали стоя», – делится депутат Лантратова.

— С точки зрения закона, все немного не так, – говорит юрист Станислав Попов. – Дело в том, что сейчас наш закон «Об образовании» воспитательной функции школы не предполагает, в том числе трудовой воспитательной. Только образовательную. Прописано изучение базовой образовательной программы и индивидуального учебного плана. Это там, где спецпрограммы, профильность. Если борщи и табуретки в школах такая формулировка еще как-то выдерживает, но припахивание детей к уборке школы, двора – точно нет.

Однако есть в «букве закона» и еще одно «но», думцы о нем тоже говорят. Сейчас там прописана такая вещь, как письменный запрет родителей на трудовое воспитание в школах. В законопроекте предлагается поменять запрет на разрешение. А затем, конечно, до единогласного требования недалеко. У нас постоянно общественные коллективы чего-то требуют – родительские комитеты чем хуже?..

Минпросвещения, где идею школьного труда «в общем, поддерживают», пока все-таки реагирует уклончиво. В ведомстве понимают, что такое изменение повлечет за собой пересмотр школьной программы. А точнее, еще одну программу, похожую на «общественно-полезный труд» времен СССР. Значит, еще одна бюрократическая нагрузка на школы. Да и отношение к «как раньше» у людей вовсе не однозначное. Учительские форумы далеко не полностью «аплодируют» депутатской инициативе. Многие пишут, что знают заранее – все падет на плечи учителей: и писанина, и ответственность. И заранее противятся этому.

У родителей единого мнения нет. Кто-то ностальгирует и считает бытовой навык в школе делом полезным: «Труд сделал из обезьяны человека». Но много и таких родителей, кто выступает против. Главный аргумент – программа перегружена, у многих уже в 5 классе по 6-7 уроков. Втискивать «трудовое воспитание» решительно некуда, разве что оно будет проводиться в ущерб основной учебе. У многих также со старых времен к «труду» настоящее отторжение.

— Я шить всегда ненавидела и ненавижу до сих пор, – признается мама 8-классника из Москвы, Мария. – Как вспомню эти фартуки и штаны, что мы там шили, тошно делается.

— А мы на этом дежурстве по школе без конца окна мыли, – вторит Вера, мама двух старшеклассников. – У нас было старое здание, широкие двойные окна такие. Нас, девочек, стабильно заряжали мыть между рамами, прямо в школьной форме. Мало того, что приходили домой грязные и нас мамы ругали, так еще и на высоте мыли. Я сейчас с ужасом вспоминаю. Как никто не вывалился?

Выросшие бывшие школьники вспоминают, что находились учителя, использовавшие «трудовое воспитания» для сведения счетов, такой школьный аналог «дедовщины».

— К нам в середине года пришла очень пожилая учительница русского и литературы, – рассказывает Марк из Новой Москвы. – Я вот сейчас понимаю, что у нее, скорее всего, уже была деменция. – Девочек она просто обзывала все время, мальчиков по полурока заставляла ползать по классу и стирать ластиком полоски от обуви на линолеуме. Кто плохо ползал, по ее мнению, тех ставили перед классом и все хором кричали: «Позор, позор!»

Мария из ЦАО вспоминает, что их классный руководитель использовала дежурство по классу и школе как средство манипуляции. У учителя были любимчики, которым всегда давалась легкая работа или их вовсе отпускали. И были «чернорабочие», которые постоянно мыли полы и стены, протирали парты. Учитель приходила, проверяла чистоту пальцем и заставляла переделывать.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика