В Госдуме начали борьбу с сомнительными «академиями» и скороспелыми курсами в Интернете

Сопредседатель рабочей группы Яна Лантратова в своем выступлении много внимания уделила сфере образования в интернете. Депутат рассказала о новом законопроекте, запрещающем «использовать слова и производные от слов «институт», «университет» и «академия» конторам, не имеющим отношения к официальным образовательным организациям. Зачастую сомнительные «курсы и марафоны» используют такие же наименования, как солидные учреждения, имеющие госаккредитацию и лицензию на образовательную деятельность. 

Больше того — в Сети обнаружена двухуровневая схема продажи дипломов. Простая «двухходовочка»: организация, имеющая лицензию на оказание образовательных услуг, нанимает преподавателей, часто вообще «с улицы», без квалификации. А затем эти «менторы» продают свой образовательный продукт: «курсы», семинары, другие уроки и лекции онлайн, снабжая их сертификатами и дипломами «государственного образца». Вероятно, оттуда ноги растут у «психологов за сутки», «врачей за два месяца» и других образовательных профанаций.

«То есть россиян цинично обманывают, – говорит Лантратова.  – Вместо знаний академического уровня они получают в лучшем случае видеозаписи лекций сомнительного качества».

Парламентарий привела статистику, согласно которой оборот онлайн-школ вырос на 30% за год и тянет на 123 миллиарда рублей. Особенно бурно в интернете развивается направление повышения квалификации и перепрофилирования (7,8 миллиарда рублей в год). Дальше в списке приоритетов обучения здоровому образу жизни и предпринимательству. Много и «школ волшебства»: обучение  нумерологии, гадания на таро. Всем ясно, что не нормально, когда такие «знания» нормативно и экономически уравнены с вебинарами от действующих докторов наук или с курсами от ведущих вузов.

Важной задачей на встрече назвали законодательное разграничение информационно-консультационных и образовательных услуг, которые сейчас не разделены. Итогом работы группы стало решение о вводе трех новых позиций в ОКВЭД (классификатор экономической деятельности). В том числе туда вошла «Деятельность по созданию и распространению информации пользователем социальной сети».

Но, как отметили в комитете по просвещению, необходим дальнейший пересмотр подходов к ИП и самозанятым в сфере онлайн-образования, чья деятельность сейчас не лицензируется, а только требует получения патента. В отличие от частных школ и компаний, ведущих образовательную деятельность, требования к которым гораздо выше.

На встрече прозвучали и другие идеи по поводу совершенствования блогосферы. Первый зампред думского комитета по вопросам отцовства, материнства и детства Татьяна Буцкая предложила создать реестр блогеров, поддерживающих семейные ценности, и выработать меры господдержки для них. В Институте развития интернета (ИРИ), по аналогии с рекламной деятельностью, задумались о специальных идентификаторах «на каждый реализованный инфопродукт».

— Что касается школьников, знаю, что смотрят креативных репетиторов, среди них есть известные учителя, победители конкурса «Учитель года», – говорит учитель Елена Панина из Москвы. – Например, учителя обществоведения из Чечни, у него очень позитивные ролики всегда, интересный контент – знаю, его смотрят и коллеги тоже.

Блоги по ЕГЭ, конечно, тоже посещаемые. Хотя есть такие, где больше хайпа, чем осмысленности. Но вообще информацию можно получить. Еще есть куча семейных блогов, где родители успешных детей, многодетные и др. делятся секретами. Есть и специфичные блоги, например, обучение по советским учебникам.

Только проблема ускоренной подготовки на сомнительных курсах, я думаю, для школьных учителей неактуальна. Переподготовка у нас имеет внутреннюю сертификацию. Аттестацией в Москве сопровождается как прием на работу, так и сдача на категорию. Периодические «проверки квалификации» идут, учителя сдают задания МЦКО и ЕГЭ. Тут никакой подложный сертификат или диплом «не сыграет», он себя сразу обнаружит.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика