В дискуссиях о загадке Туринской плащаницы возник неожиданный поворот
Не умолкают споры насчет знаменитой Туринской плащаницы. Ученый утверждает, что на одной из самых известных в христианском мире реликвий не изображено лицо Иисуса Христа, поскольку виртуальное моделирование показывает, что отпечаток на ткани «не мог быть оставлен трехмерным человеческим телом».
Новое исследование предполагает, что лицо на Туринской плащанице не могло принадлежать голове Иисуса, и сомнительно, что Он когда–либо прикасался к ней, пишет Daily Mail.
На этом артефакте, отмеченном слабыми отпечатками тела и лица, многие полагают, что это настоящая ткань, в которую было завернуто тело Христа после Его распятия.
Но документированная история реликвии начинается только в середине XIV века, и почти столько же времени плащаница была источником скептицизма, и многие отвергали ее как средневековую подделку, подчеркивает Daily Mail.
Теперь новое исследование показало, что отпечаток на плащанице мог быть оставлен не трехмерным человеческим телом, а, возможно, барельефом — неглубокой резьбой. Чтобы прийти к такому выводу, Цицерон Мораес, автор нового исследования, создал виртуальную симуляцию, в которой тело было накрыто тканью, чтобы воспроизвести знаменитую плащаницу.
Но в результате перехода с 3D на 2D-изображение на виртуальной ткани, когда она была разложена ровно, было получено «искаженное и значительно более четкое изображение», чем на плащанице.
Исследование показало, что только при повторении процесса с барельефом вместо тела можно получить изображение, подобное тому, что было на артефакте.
Цицерон Мораес, бразильский судебно-медицинский эксперт и 3D-иллюстратор, сказал: «Объяснение различий очень простое. Когда вы оборачиваете 3D-объект тканью, и этот объект оставляет рисунок, похожий на пятна крови, эти пятна создают более прочную и деформированную структуру по отношению к источнику. Итак, грубо говоря, то, что мы видим в результате печати пятен с человеческого тела, было бы его более опухшей и искаженной версией, а не изображением, похожим на фотокопию. Однако барельеф не привел бы к деформации изображения, в результате чего фигура стала бы напоминать фотокопию тела».
Изображение отпечатка, оставленного трехмерным телом, демонстрирует разительную разницу с плащаницей. Кожа головы и пальцы ног странно вывернуты наружу, в то время как большие части туловища, область паха и шеи вообще не были запечатлены, и в целом сходство очень велико, пишет Daily Mail.
Между тем, изображение отпечатка, оставленного неглубоким барельефом, позволяет хорошо воссоздать изображение с плащаницы.
В качестве пояснения Мораес привел в пример маску Агамемнона, золотую посмертную маску, которая, как предполагалось, была отлита с лица древнего микенского царя. Она кажется слишком широкой для человеческого лица, но Мораес утверждает, что на самом деле это обычное искажение.
Он сказал: «Любой внимательный взрослый может проверить это дома. «Например, намажьте лицо какой-нибудь пигментированной жидкостью, используя большую салфетку, бумажное полотенце или даже ткань, и оберните ее вокруг лица. Затем достаньте ткань, расстелите ее на плоской поверхности и посмотрите на получившееся изображение”. Эта деформация известна как эффект «маски Агамемнона», поскольку напоминает этот древний артефакт.
Мораес хорошо известен тем, что с помощью криминалистических исследований восстанавливает лица исторических личностей по их черепам, пишет Daily Mail.
Он сомневается, что плащаница когда-либо касалась тела Иисуса. «Я думаю, что вероятность того, что это произошло, очень мала», — полагает он. И хотя он не хочет списывать артефакт со счетов как подделку, он считает, что его качества скорее художественные, чем исторические.
Эксперт сказал: «В ходе дебатов люди обычно делятся на два лагеря. На одной стороне находятся те, кто считает, что это подлинная плащаница Иисуса Христа, на другой — те, кто считает, что это подделка. Но я склоняюсь к другому подходу: на самом деле это произведение христианского искусства, которому удалось очень успешно донести свое предназначение. Мне кажется, это скорее невербальная иконографическая работа, которая очень успешно послужила цели религиозного послания, содержащегося в ней”.
На протяжении веков католики стекались в итальянский город Турин, чтобы увидеть хранящуюся там знаменитую плащаницу, напоминает Daily Mail. На почитаемом полотнище размером 14 футов 5 дюймов на 3 фута 7 дюймов нанесено едва заметное изображение человека спереди и сзади, которое многие интерпретируют как Иисуса Христа.
Верующие говорят, что в нее было завернуто тело Христа после его распятия, оставив на нем кровавый отпечаток, похожий на фотографический снимок.
В 1970-х годах микроскопист Уолтер Маккроун проанализировал плащаницу в рамках исследовательского проекта «Туринская плащаница» (STURP). Он обнаружил, что она была окрашена красными и киноварными пигментами в желатине, и что в образцах не было крови, хотя некоторые из его коллег по STURP оспаривали его выводы. Радиоуглеродный анализ, проведенный в 1980-х годах, также позволил датировать плащаницу 13-м или 14-м веками.
Но это также было поставлено под сомнение, и некоторые ученые утверждали, что образец, возможно, был восстановлен позже или мог быть каким-то образом загрязнен. Профессор Либерато Де Каро, ученый и католик из Бари (Италия), недавно обнаружил, что этому предмету 2000 лет, то есть он относится к временам до Рождества Христова, что опровергает предыдущие исследования, проведенные в 1980-х годах.
Между тем сам Ватикан в разное время по-разному относился к плащанице. В 1390 году папа Климент VII заявил, что плащаница не является подлинной, а является «картиной или панно, созданным для изображения или имитации плащаницы», но в 1506 году папа Юлий II изменил курс и объявил, что она все-таки является подлинной. Современные папы римские говорили о нем с почтением, но, как правило, не спешили объявлять его подлинным, подчеркивает Daily Mail.