В Чернобыльскую зону отчуждения вернулись звери: еноты делятся рыбой с самоселами

Появление в Чернобыльской зоне сил специальной операции вызвало много вопросов: например, насколько безопасно там находиться. Корреспондент «МК» поинтересовался у специалистов Национального научного центра радиационной медицины Национальной Академии медицинских наук Украины, действительно ли месячные «каникулы» в районе ЧАЭС представляли опасность? Слухи оказались сильно преувеличены. За время, прошедшее после рокового взрыва 26 апреля 1986 года, радиационный фон в Чернобыльской зоне заметно подупал. «Чтобы вам поставили диагноз «лучевая болезнь», необходимо безвылазно просидеть в вырытом окопе 365 суток. В течение этого года вам также надлежит каждый день употреблять в пищу произрастающие здесь же лисички и чернику…», — ответили мне.

     Но сейчас местные военные администрации ввели строжайший запрет на посещение полесских лесов. Идти в них с целью сбора грибов и ягод можно идти только с разрешения военных и на разминированные территории. Дело в том, что в ходе несанкционированной прогулки можно запросто наступить на мину. Саперы утверждают: полное разминирование граничащих с Белоруссией областей займёт не один год…

Но людей это не останавливает. Помимо поиска грибов и ягод местный люд, несмотря на запрет властей, рвется в леса, чтобы притащить оттуда хотя бы несколько десятков килограммов металла для последующей сдачи в пункт приёма вторсырья. Полицейским и бойцам Территориальной обороны приходится буквально умолять население не притрагиваться к остаткам военной техники. Из-за таких вот запретов население райцентров и сёл в нынешнем году может остаться без сезонного заработка. 

    40-летняя Людмила каждый год ездила в Польшу на сбор клубники, после чего возвращалась на Украину и переходила на лесную чернику. В течение летнего сезона  удавалось заработать неплохие деньги, на них ее семья не только детишек в школу собирала, а еще и ремонт дома делала. В 2022-м в досконально изученные леса идти боязно. К тому же разбросанные в них «домики лесника», в которых можно было переночевать, полностью разрушены. 

   Учитывая многолетнюю страсть земляков к собиранию лесных даров, власти северных районов Киевщины и Житомирщины поручили старостам сел в «связке» с сотрудниками Госслужбы по чрезвычайным ситуациям определить места, где с соблюдением мер предосторожности можно будет выходить «на тихую охоту».  Собирателям при этом вменяется в обязанность в случае обнаружения, скажем, обломка сбитой ракеты обозначить это место куском яркой ткани или веткой. После чего позвонить на спецлинию Нацполиции или ГСЧС. 

    Как свидетельствуют давно живущие в этих местах самосёлы, дикие животные, включая расплодившихся по всей Зоне лошадей Пржевальского, с появлением со стороны Белоруссии военной техники массово убегали в оставленные людьми еще 36 лет назад полуразваленные сёла. «Вынужденные переселенцы» сравнительно быстро сдружились с самосёлами. Иногда до такой степени, что  люди «экспроприировали» у доверчивых енотов только что пойманную ими в озерах рыбу. 

   Лошадей Пржевальского в Зону завезли в 2015 году ради эксперимента. Пока наблюдали за ежегодным увеличением их поголовья, неожиданно обнаружили еще и стадо одичавших коров. Оказалось, крупный рогатый скот разводили самоселы из деревни Лубянка.. Но в 2016-м пожилая семья умерла. Однако животина оказалась на удивление выносливой и расплодилась. 

   После того, как зону оставили военные, сюда вернулись и бурые медведи брянского происхождения, и благородные олени, и дикие свиньи, и ужи с ежами. Не будь ситуация в крае миноопасной, сюда наверняка бы прорвались туристы-экстремалы. Но сегодня – несмотря на неофициальный экологический праздник, который выпадает на первую субботу июля, тут немноголюдно.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика