Тайны участкового Анискина: «Деревенскому детективу» исполнилось 55 лет
Основой для сценария послужила одноименная повесть Виля Липатова. Идею экранизировать ее высказал «главный милиционер страны» — министр внутренних дел СССР Николай Щелоков. Именно с его подачи министерство договорилось с московской киностудией, а Липатову заказали сценарий. Точно так же, по желанию руководства МВД, на главную роль был приглашен замечательный актер Михаил Жаров.
Дотошным исследователям удалось узнать, от кого центральный персонаж книги и фильма унаследовал свою фамилию, ставшую потом нарицательной. Оказывается, Виль Липатов, живя когда-то в Томской области, хорошо знал двоих сельских участковых – Александра Анискина и Александра Шинкевича. Первый из них подарил герою повести свою фамилию, а второй помог писателю лучше узнать изнутри специфику работы участкового в сельской местности.
Киношный Анискин оказался в итоге не похож на книжного. Судя по описанию из повести, этот участковый был просто гигантом. «Милиционер Анискин считался самым толстым человеком в деревне. Директор маслозавода Черкашин весил сто пять килограммов, но участковый уполномоченный был на голову выше его, намного толще… Несмотря на полноту, участковый по деревне ходил быстро, особенно в прохладные дни, с людьми поговорить любил…»
Первая часть данного словесного портрета совсем не вяжется с образом, воплощенным на экране Михаилом Жаровым, а вот вторая – воспроизведена один в один.
При этом создатели «Деревенского детектива» «обделили» своего героя, дав 60-летнему (по описаниям в книге) сотруднику МВД звание всего лишь лейтенанта. Правда, в двух последующих фильмах «Анискиниады» наметился быстрый прирост в званиях: Федор Иванович стал сперва старшим лейтенантом, а после и вовсе майором, перескочив через одну ступень – словно Юрий Гагарин, который стартовал старлеем, а вернулся на землю уже майором.
Перед началом работы над фильмом у его авторов были большие сомнения — согласится ли Михаил Жаров сняться в этой роли. Однако артист-ветеран, уже несколько лет перед этим находившийся в «вынужденном простое», с удовольствием взялся за работу. И очень убедительно «помолодел» в кадре, сыграв бодрого 60-летнего участкового, хотя самому Жарову в это время было уже 69.
Михаил Иванович даже не пожалел времени на «стажировку» в органах внутренних дел: перед началом съемок несколько раз посещал один из райотделов города Калинина (Твери) и наблюдал за работой самого опытного сотрудника – Федора Афанасьева. По мнению некоторых участников съемочной группы, именно у него Жаров подсмотрел характерный внешний атрибут для своего героя – армейский планшет, с которым Афанасьев, воевавший офицером на фронте, не расставался во время работы «на земле», предпочитая папкам, вошедшим в моду среди более молодых его коллег. Такая «военная отметина» перекочевала к экранному Анискину.
Съемки фильма происходили в Калининской (Тверской) области – в старинном селе Городня, стоящем на высоком берегу Волги. (Хотя по сценарию действие разворачивается в некоей едва ли не таежной глубинке, откуда, судя по некоторым репликам героев, добираться до цивилизации предстоит многие километры).
Местных жителей задействовали в качестве массовки, да они и без того при любом удобном случае старались посмотреть, как идут съемки фильма, оказаться поближе к известным актерам, участвующим в эпизодах. Конечно, больше всего внимания доставалось Михаилу Жарову.
На его день рождения городнинцы организовали большое застолье с многочисленными деревенскими угощениями – солениями, мочениями, грибочками… Ну и, конечно, с подобающими случаю напитками!
Не обошлось без столь традиционных в кинопроцессе «временнЫх» накладок, — когда природно-погодная ситуация в кадре совершенно не соответствует реальным климатическим условиям.
В данном случае речь идет о съемках сцены, где трое молодых ребят идут летним вечером по деревне, распевая юморную песенку про своего участкового: «Анискин! Это ж, понимаете, смешно – ха-ха-ха-ха!..» Первоначально по сценарному плану в фильм должен был войти лишь один куплет и припев. Однако позднее создатели картины решили удлинить сцену, добавив исполнение еще одного куплета. К тому времени наступила уже глубокая осень, так что актерам пришлось несколько дублей отработать на холоде в одних легких рубашках, стараясь при этом изо всех сил сдерживать одолевавшую их дрожь и не позволяя себе даже глубоко дышать, – иначе изо рта начинал идти пар, предательски демаскируя всю якобы летнюю сцену.
После выхода на экраны «Деревенского детектива» Михаила Жарова произвели в «почетные милиционеры» — от имени руководства МВД ему преподнесли два комплекта милицейского мундира. В этой форме актер потом несколько раз выступал на концертах, посвященных Дню милиции.
Профессионалы – сотрудники органов внутренних дел высоко оценили работу этого артиста в «Деревенском детективе». Вот лишь один из сохранившихся с того времени откликов: «Правдивый и точный фильм. В образе Анискина, созданном замечательным Михаилом Жаровым, я вижу своих сослуживцев, честных и преданных работников милиции. Конечно, с нашей, профессиональной точки зрения, есть здесь и некоторые неточности, но они с лихвой окупаются мастерством создателей фильма».
«Деревенский детектив» сразу завоевал большую популярность. В 1969-м его посмотрели в СССР около 25 миллионов зрителей. По итогам года фильм вошел в топ-20 советского кинопроката.