Священнослужитель рассказал об одной из важнейших дат Русской Православной Церкви 2 ноября

Прежде всего, стоит отметить, что распространяемые в Сети ближе к православным праздникам всяческие «запреты» на некие действия не имеют никакого отношения к РПЦ и рассчитаны на далеких от церкви людей. Потому что есть общие принципы, которыми руководствуются и в праздники, и в будни. Например, что касается Дмитриевской родительской субботы, то в различных публикациях указано, что «нельзя устраивать шумные сборища на кладбищах, а также распивать там спиртное и устраивать застолья, уклоняться от похода в храм; недобрым словом вспоминать ушедших из жизни родных и близких, употреблять бранные слова и выражения» и так далее. Священнослужители называют подобные публикации в преддверии разных православных дат не иначе как «бредом».

«Такие вещи надо искоренять, это как зараза, как вирус, который действует на православное сознание, — подчеркнул в беседе с «МК» священнослужитель Иваново-Вознесенской епархии, иеромонах Макарий (Маркиш). — Это превращает человека в робота, в лучшем случае — в новобранца на плацу. «Нельзя устраивать шумные сборища на кладбищах» — а когда можно? Существуют нравственные принципы, во-первых, цивилизованного общества и, во-вторых, Православной Церкви. Они включают любовь к ближнему, память и уважение к усопшим, участие в богослужениях… Что значит «запрещено уклоняться от похода в храм»? Это все бред какой-то».

Священнослужитель также рассказал о сути даты 2 ноября — это Дмитриевская (Димитриевская) родительская суббота, поминальная суббота перед днем памяти великомученика Димитрия Солунского 8 ноября. День поминовения установили после битвы на Куликовом поле в 1380 году — тогда заупокойное богослужение отслужили по павшим в сражении русским воинам.

«Суббота в наше время — выходной день, поэтому выберите время, пойдите в храм, исповедуйтесь, причаститесь, помолитесь об умерших, особенно об убиенных воинах, — продолжает отец Макарий. — Дата 2 ноября установлена в честь павшего на Куликовском поле большого количества русских воинов, погребения и поминовения тех, кто был убит с огромным ущербом для всей Русской земли. После Куликовской битвы Русь потеряла значительную часть своей армии, хан Золотой Орды Тохтамыш сжег Москву, потому что некому было сопротивляться…».

Священнослужитель особо подчеркнул, что те исторические события имеют прямую связь с нынешним днем. Но в отличие от прошлых войн, когда русские люди сражались, по сути, с чужими народами, сейчас, по его словам, «сатана натравливает друг на друга братские народы».

От себя добавим, что с XIX века связь Дмитриевской субботы с поминовением павших в Куликовской битве воинов была окончательно утверждена в народной памяти. Указом Государя Императора Николая II от 22 августа 1903 года было установлено в войсковых частях и заведениях военного ведомства, имевших тогда своих священников, совершать панихиды в Димитриевскую субботу по всем усопшим воинам «за Веру, Царя и Отечество на поле брани живот свой положившим».

С тех пор Дмитриевская родительская суббота стала днем поминовения всех павших защитников Отечества, вплоть до сегодняшнего дня.

Поэтому в эту субботу, 2 ноября люди пойдут в храмы, чтобы принять участие в панихидах по всем павшим в наше время защитникам российского государства. «Кто пойдет в храмы, кто на кладбища, — кто куда может, — говорит отец Макарий. — Это средство нашего восхождения к Богу, а значит и к тем, кто отошел из этой жизни раньше нас».

***

А 3 ноября (по старому стилю 21 октября) на Руси отмечали Иларионов день, вспоминая преподобного Илариона Великого, — одного из Святых IV века. Согласно народным приметам, с этого дня начиналась пороша, поэтому Илларионов день в народе еще называют Первая пороша. В дорогу отправлялись с осторожностью, так как снежок мог припорошить ухабы, яму, в которую могло попасть колесо телеги или нога лошади. Помните, как у Пушкина («Евгений Онегин»): «Зима! Крестьянин, торжествуя, на дровнях обновляет путь, Его лошадка, снег почуя, Плетется рысью как-нибудь». Считалось, что, если на Иларионов день снег выпал и не растаял на деревьях, значит, не растает и на земле.

«Здесь уже речь идет не о суевериях, а просто-напросто о приметах, — говорит священнослужитель. — А преподобный Иларион Великий был одним из Святых IV века, одним из основателей монашества на Ближнем Востоке, в Палестине.

Что касается примет, то для наших предков-крестьян, связанных с сельским трудом, природные явления были гораздо важнее, чем для нас. Для нас что означает смена времен года? «Я теплую куртку надел, я куртку сниму». А для наших предков это был вопрос жизни и благополучия, а иногда и отсутствия благополучия. 

Но самое главное, чтобы все эти приметы все-таки не заслоняли собой память того, что реально происходило в крестьянской жизни. Если это день памяти прп. Илариона, то нужно вспомнить о нем, прочитать про его монашество в IV веке».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика