Свердловчане возмутились тому, что в школе «учат вскрывать банковские карты»
Началась история с того, что мама одной из учащихся 9-го класса школы №85 в Екатеринбурге поинтересовалась домашним заданием. И с удивлением узнала, что в качестве задачки по теории вероятности в школе задали рассчитать по приведенному алгоритму («алгоритм Луны, вроде») последнюю «контрольную» цифру кода на банковской карте родителя.
Женщина впечатлилась и выложила задание в соцсеть со своим комментарием: «Урок теории вероятностей в школе учит взламывать карты родителей. Вероятность, конечно, работает, но теперь становится страшно за сохранность данных».
И, что называется, «пошла писать губерния». Новость о задании «со взломом» понеслась по агентствам, о ней даже сюжет сняли по местному ТВ. Соцсети взорвались: «Учитель у них часом не Снежана Денисовна (героиня скетчкома, которая выманивала деньги у родителей). Или: «А надо при этом вытащить карточку из родительского кошелька? Да уж, потом разводить по телефону чужого человека вообще ерунда»…
— Это смешно — говорить, что просчет последней, «контрольный» цифры в 16-значном коде на карточке ведет к ее взлому, — комментирует специалист в сфере кибер-безопасности Владимир Лагунов. — Вскрывают совсем по-другому, с использованием личных данных держателя карты. А этот 16-значный код — номер банковской карты. Там зашифрованы платежная система, сам банк и индивидуальный номер держателя. А защищают карту три цифры CVC- или CVV-кода, как правило, расположенные на обороте. Вот их рассчитать нельзя и светить лишний раз не рекомендуется.
Контрольная цифра в конце 16-значного кода служит элементом идентификации карты, то есть подтверждения подлинности и «узнавания» карты в платежных системах. Алгоритм для ее расчета назван по имени автора, Ханса Питера Луна, и ни к какой Луне отношения не имеет. Его применение — пример реверсивной модели вычислений в математике. На мой взгляд, удачная задача для школьников по теории вероятности.
— Теория вероятности в 7-9 классах на математике — нововведение, связанное с внедрением последнего образовательного стандарта в школах, — рассказывает методист и преподаватель Анастасия Гордеева. — Учебников в большинстве школ еще нет. Поэтому учителя идут по программе и материал дают самостоятельно. Читаем утвержденную программу: «Интуитивное представление о случайной изменчивости, исследование закономерностей и тенденций». Отмечено «большое значение практических заданий». Изучение «основ комбинаторики», которые «развивает навыки организации перебора и подсчета числа вариантов, в том числе в прикладных задачах».
Вообще, практикоорентированность, развитие функциональной грамотности, то есть умения применить свои знания к любой жизненной ситуации — задачи нашего образования. Так что, возможно, оплошностью учителя здесь стало только предложение «просчитать» банковскую карточку родителей, а не какую-то абстрактную. Но, возможно, о родителях упомянули, чтобы привлечь внимание, вызвать заинтересованность.
Данное недоразумение — хороший пример того, каких знаний, в том числе по финансовой грамотности, людям не хватает. И хорошо, что теперь эти знания есть в школе.