«Станут одинаково посредственными»: школам готовят новую реформу

Основной посыл инициаторов проекта поправок в закон «Об образовании» состоял в том, что надо окончательно стереть грань между разными программами преподавания. Сейчас в РФ параллельно действует несколько программ. Теперь по «предметам, формирующим мировоззрение»: окружающий мир (начальные классы), русский язык, литература, история, обществознание, география и ОБЖ будет одна-единственная. По новейшей истории в скором времени будет один новый учебник Мединского, а в курс ОБЖ школам настоятельно советуют включить начальной военной подготовки.

В то же время, вариативность школьного преподавания, которая сейчас у нас так же закреплена законом «Об образовании», позволяет учителям делать уроки более авторскими — разумеется, не выходя за рамки того объема знаний, который «положен» детям в таком-то классе. Получается, что две нормы в законе конкурируют друг с другом. А ведь существуют еще и частности: спецклассы для одаренных детей, обычно они маркируются буквой «Э» (эксперимент), лицейские или интеграционный классы, программы для особенных детей. Профильность образования с 7 или даже с 5-го классов — там точно программы не могут быть одинаковыми…

«Разработка собственной образовательной программы входит в полномочия школы, это зафиксировано 28 статьей закона «Об образовании», — подчеркивает директор Института развития образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина. Она считает, что причесывание школ под одну гребенку роняет качество образования. Самые высокие образовательные результаты, по словам ведущего эксперта, показывают «страны Тихоокеанского региона, и особенно Финляндия». Там, где ставка на индивидуальный маршрут для обучения детей максимальна.

Экономически и статистически смотрит на проблему внедрения в школу министерских «золотых сечений» другая часть экспертов. Выравнивание программ обучение пройдет, скорее всего, по нижней планке качества образования. Потому что, для того, чтобы подтянуть до уровня лицеев-гимназий всех, нужны деньги.

— Исследование ВШЭ 2021 года показало, что разница в нормативах обучения на одного ученика между Москвой или Архангельском, например, различается в 7 раз, — говорит юрист, специалист в области допобразования Станислав Попов. — А разница в размере  учительских зарплат — в пять раз… О каком единстве мы говорим? Программа это же не просто таблица на бумаге — это пересмотр нормо-часов, нагрузок учителей, ставок и так далее. Квалификационные сетки новые. Региональные бюджеты на социальные нужды закладываются вперед минимум на год, а чаще на три. И рассчитаны они были на старые программы. Правда, и вводить изменения планируют не сразу, как многие пишут, а за 5 лет. Но, боюсь, и такого срока мало. Речь идет о перестраивании целой системы, которая складывалась за 17 лет.

— Мы, как и все, ждем развития событий, — на условиях анонимности рассказывает «МК» завуч московской школы. — Одно дело, если рекомендацией министерства, указками дело и ограничится. Тогда можно, хоть и с оглядкой, гнуть свою линию. По большому счету, без прописанного механизма внедрения этих самых единых программ в школы, принятая поправка не жизнеспособна. Другое дело, если пойдут подзаконные акты, изменения в порядке финансирования, единые учебники для всех школ и прочее. Сложно сказать, что тогда произойдет. Сейчас есть понятие «хорошая школа», куда все хотят попасть. В них учатся сильные ученики. Боюсь, что став «золотыми» и стандартными, все школы станут одинаковыми. Одинаково посредственными, скорее всего.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика