Школам предложили ввести новый предмет

С такой инициативой и письмом в образовательное ведомство обратился глава комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков. По мнению парламентария, «главное меркантильное», чему надо обучить школьников сегодня – «темам, связанным с личными финансами, защитой от махинаций, планированием бюджета». А то у большинства россиян «знания в этой сфере на довольно низком уровне».

Отдельно Аксаков остановился на случаях «мошенничества, воровства, социальной инженерии», когда у людей выманивают их накопления и заставляют еще и брать миллионы в кредит. Мол, такого «в последнее время стало намного больше». Поэтому-то финпросвет со школьной скамьи нужен абсолютно всем: «будущему врачу, и учителю, и любому гуманитарию, и тем, кто будет заниматься бизнесом, финансами».

Но верно и то, что учебное расписание – тот самый боливар, который уже ничего больше не вынесет. Или, как сказала член думского комитета по просвещению Лариса Тутова, новый предмет «утяжелит школьную программу, которая и так перегружена.

Признавая важность финансового ликбеза, депутат призвала «обновить содержание учебников», в которых есть разделы или информация по финансовой грамотности. Еще прозвучало предложение «говорить на финансовые темы» на «Разговорах о важном», классных часах с приглашенными экспертами. «В последнее время появляются все новые мошеннические схемы, о которых надо знать», – добавила Тутова.

Идея-то хорошая и не новая. Предмет «Финансовая грамотность» существует, с 2022 года позиционируется как обязательный. Но загвоздка в том, что официально он является частью курса обществознания для старшей школы. Недавно стало известно, что обществознание сделают только для 10-11-х классов (сейчас предмет преподают с 7-го класса).

Рабочие программы по финансовой грамотности как отдельному предмету тоже есть, но и там разнобой: для 5-9-х классов, для 7-11-х, есть даже для начальной школы. Региональные программы и вузовские, программа финансовой грамотности как элемент подготовки социально-гуманитарной направленности в Москве…

В программах этих есть много чего полезного. К примеру, в версии Тульской области большое внимание уделено платежным взаимоотношениям «человек и государство», банковским манипуляциям, ведению семейного бюджета. Есть целый параграф про финансовые риски, а вот о мошенниках ни слова. А в программе от московского департамента такая возможность учтена. Есть пункт «О возможностях финансового мошенничества, и что нужно делать, чтобы не стать жертвой мошенников».

Предмет «Финансовая грамотность» есть в школьном расписании в регионах и отдельных столичных классах уровня «проф»: экономических, управленческих, даже инженерных. Но ментально «Финансовая грамотность» в школах все еще не воспринимается таковой, наравне с «Риторикой», «Технологией», «Кулинарией», разными практикумами. И это при том, что ситуации под девизом «не прячьте ваши денежки…» зашкаливают. И с разными попытками хищений, навязанными услугами, двойными тарифами и прочим сталкивались все, у кого есть гаджеты.

– Мне кажется, что какие-то общие сведения о финансах, планировании бюджета и прочем могут давать учителя, в рамках каких-то тем или отдельного урока, – говорит программист, специалист по предотвращению киберугроз Семен Деличенко. – А вот про мошенничества должны говорить специалисты. Это могут быть представители МВД или люди из банка. Важно донести до подростков, что открытие любой левой ссылки на компьютере или в телефоне, получение «приза» или установка непонятного приложения ведут к потере денег. Что можно сгенерировать голос и даже изображение, если постараться. И любую информацию о ДТП или «просьбу» от родителей, бабушек-дедушек и прочих, если она необычна, необходимо проверять.

Смысл приглашать экспертов в школы именно в том, что мошеннические схемы часто обновляются. Что-то новое появляется раз в полгода, и учебная программа не будет за этим успевать.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика