Русский рабочий переехал в Финляндию и показал ее жизнь изнутри

Фото: yle.fi

«Русофобия набирает обороты»

— Россия — ближайший сосед Финляндии. Сегодня отношения испорчены, — горячится Олег из Санкт-Петербурга, который третий год живет в Хельсинки и работает на одном из крупнейших предприятий инженером-наладчиком. — Вступление в НАТО преподносится как триумф демократии, мы то и дело слышим, что страна будет защищена, что это выбор народа. Правительство ссылается на проведенный опрос среди местного населения, согласно которому финны в большинстве своем якобы высказались за вступление страны в Альянс. Я специально интересовался у соседей, у коллег по работе, друзей — ни один не подтвердил, что участвовал в опросе. Потом прочитал, что их проводила служба, тесно связанная с Североатлантическим альянсом. Не удивительно, что получился такой результат. Нужную цифру просто «нарисовали». Финляндию за уши тащат в НАТО. Это часть большой игры США против России. Трезвомыслящие финны понимают, что сами теперь не будут принимать решения, окажутся в роли «младших матросов на корабле», что скажет Брюссель и Вашингтон, то и будут делать. Но идти на митинги против этого решения не хотят. Я слышу: «Это все равно что бороться с ветряными мельницами».

Как говорит Олег, старшее поколение прекрасно понимает, что экономически развитым государством Финляндия стала во многом благодаря сотрудничеству с Советским Союзом, а потом и Россией.

— Но кто их сейчас слышит? В политику пришло новое поколение людей, ориентированных на Запад. Людям промывают мозги. Чайковского, Достоевского и Толстого пока не запрещают, но антироссийская истерия нагнетается.

Водитель Андрей из Костомукши, который два года назад обосновался в финском Оулу, говорит, что многие финны пока просто недооценивают последствия вступления страны в НАТО.

— Не будет уже дружественной Финляндии, доверие уйдет, — говорит Андрей. — Только вчера говорил об этом со своим другом Сеппо. Он сетовал, что теперь спокойно не поедешь в Россию за алкоголем и сигаретами. А о том, что в Финляндии могут появиться натовские военные базы, будет размещено ядерное оружие, страна станет мишенью для потенциальной атаки, задумываться не хочет. Говорит мне: «Не надо проваливаться в страх».

Ирина, которая четверть века живет в городке Эспоо, говорит, что призывы к вступлению в НАТО стали звучать в связи с событиями на Украине.

— Финны рассуждают так: «Раз Ниинисте и Марин (президент Финляндии и глава правительства) решили — значит, так тому и быть». Большой паники или каких-то волнений ни в прессе, ни на телевидении нет. Но полемика, конечно, идет. В прессе рассуждают так: «все уже почти там». Кто-то из людей, конечно, побаивается, что страна может быть вовлечена в военный конфликт. Кто-то, наоборот, горячо приветствует это решение. Говорят, что так спокойнее.

В то же время Ольга, которая пять лет назад вышла замуж за финна и живет теперь в Тампере, говорит, что многие ее знакомые растеряны. Есть те, кто закупает продукты длительного хранения. Муж ее подруги на днях съездил в родительский дом в отдаленном поселке, чтобы проверить состояние погреба на случай, если придется в нем прятаться. Вступление страны в НАТО их пугает.

— На днях созванивались со знакомой, она из Твери, как и я, сейчас работает на одном из предприятий в Куопио, — делится с нами Ольга. — Она жаловалась, что столкнулась с агрессией в свой адрес. Коллеги задают ей неприятные вопросы про спецоперацию на Украине. За спиной она слышит «рюсся», это уничижительное обозначение русских в Финляндии. Руководство даже вынуждено было собрать по этому поводу собрание, где было сказано, что «финских русских нельзя винить за события на Украине».

Ольга делится, что недавно местная пресса приводила рассказ парикмахера Елены из Эспоо. Она жаловалась, что, когда ее 5-летняя дочь заговорила на детской площадке на русском, одна из женщин подошла и демонстративно увела своих детей из песочницы, запретив им играть «с этой маленькой русской».

— Когда началась специальная операция на Украине, со мной перестали здороваться соседи и собачники, с кем мы раньше гуляли вместе, — говорит Наталья, которая живет в городе Пори. — Но это длилось недолго, сейчас снова обмениваемся приветствиями. Но тех теплоты и откровенности, что были раньше, уже нет. Что касается стремления Финляндии вступить в НАТО, могу сказать, что умные и понимающие финны против этого решения. Но простые люди подвергаются такой обработке, что в действительности верят, что Альянс им поможет.

Но многие знакомые, как говорит Наталья, остаются равнодушными к происходящему. Она слышит: «Пусть бряцают оружием, на моей жизни это вряд ли отразится».

О том, как изменилось отношение к русским, согласился рассказать нам и Юрий из Омска, он третий год живет в Хельсинки.

— На жителей Финляндии с русскими корнями теперь готовы повесить всех собак. Дети и студенты подвергаются травле в учебных заведениях. Взрослых русских винят, что слабеет евро, что подскочили цены на бензин, взлетели цены на продукты… Недавно звонил местному парню, который обещал мне по сходной цене продать мотоцикл. Он меня заблокировал. В соцсетях на чем свет стоит костерит теперь Россию, пишет про угрозу с Востока.

Юрий говорит, что доходит порой до абсурда.

— Финнам трудно различить на слух русский и украинский. Недавно, например, в центре, на Александерплац, двух украинцев, говорящих на мове, агрессивно настроенные подростки заклеймили «путинистами». Русофобия в Финляндии все набирает обороты.

«Потеря территорий — незаживающая рана»

Сергей Иванов переехал с семьей в Финляндию из Карелии в 2001 году, когда ему было 30 лет. Сейчас он работает на заводе, где производят промышленное оборудование.

— В Финляндии многое не так, как в России. Я, например, в любое время могу прийти к директору завода, чтобы поделиться наболевшим. В России попробуй прорвись через секретаршу к руководителю предприятия: надо обязательно записаться на прием. У нас промышленные установки на заводе стоят от 5 тысяч евро до миллиона. И в то же время мы ставим свои машины с директором завода на одной парковке, едим с ним в одном кафе…

Сергей рассказывает, что из числа рабочих они каждый год выбирают уполномоченного, который защищает их права.

— Мне, например, в спину дуло в одном месте из вентиляции, я к нему обратился — тут же пришли рабочие, прикрутили фанеру, чтобы поток воздуха шел в сторону. В Финляндии построена мощная система защиты прав обычного человека. Я часто просматриваю местную газету, где есть рубрика «Письма читателей». Однажды женщина-пенсионерка пожаловалась, что исчезла остановка автобуса около ее дома. Ей в следующем номере ответил руководитель местной автобусной компании, сообщив с извинениями, что маршрут автобуса нерентабельный, он отменен.

Что тут началось! В редакцию пришли сотни откликов. Читатели вступились за пенсионерку, которая всю жизнь пахала, а теперь не имеет возможности выбраться в город. В следующем номере директор автобусной компании сообщил, что маршрут восстановить они не смогут, но будут женщине оплачивать в месяц 24 поездки на такси.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика