Предотвратить самоубийство ребенка: психологи дали советы
— Первым делом надо отличать демонстративное поведение от истинной попытки уйти из жизни, — говорит подростковый психолог Светлана Матвеева. — В первом случае демонстративные личности сообщают о своем намерении, пытаясь с его помощью манипулировать близкими.
Во втором случае все происходит молча, и для нечуткого окружения неожиданно. В такой ситуации возникает много вопросов к родителям и педагогам. И если они были к подростку не внимательны, они говорят «на ровном месте», «все было хорошо». И тогда имеет смысл расспросить подростковое окружение, там уж точно знают, как было на самом деле.
Иногда для родителей сюрприз, что ребенок пошел на такое из-за конфликта с ними. Они даже не знали, что у них в семье конфликт!
3 ноября роковые решения подростков потрясли Новую Москву и Волгоград. В «молодой» Москве, если судить по формуле психолога, было демонстративное поведение. Шестиклассница из новомосковского поселения Кокошкино хотела вызвать на разговор своего парня, с которым поссорилась. Пригрозила ему, если не приедет, совершить суицид.
Однако возлюбленный вместо себя выслал на адрес подруги «скорую», а сам на всякий случай неуравновешенную даму сердца заблокировал. Девочку успели довезти в московскую больницу, где спасли. Родители в шоке и понятия не имеют, что «могло произойти с их жизнерадостным ребенком». Зато это знает окружение из сверстников (имена изменены).
— Он ее бросить хотел, — говорит Даша, одноклассница пострадавшей за любовь школьницы. — А она думала его так удержать.
— Такое, наоборот, чаще в 12-15 лет, — отвечает на вопрос, не рано ли в 13 такие страсти, подростковый психолог. — В этой возрастной группе неудачи в любви — первая причина такого шага. Повторюсь: у одних причина шага, у других – причина манипуляций таким шагом.
Одновременно в Дзержинском районе Волгограда пытались покончить с собой подружки 11 и 14 лет, одна из них выжила, сейчас ее пытаются спасти в местной больнице. Семья и школа понятия не имеют, в чем дело: обе девочки благополучные.
— Они эмо были, — говорит 10-летний Миша, сосед по двору одной из девочек. — И у них третья есть подружка, они с ней не то поссорились, не то поспорили. Я их видел вчера, они веселые были.
— Что бы ни говорили невнимательные близкие, такое никогда не случается «просто так», — говорит психиатр Василий Торубаров. — И у истинной попытки, и у манипуляции с ее помощью всегда есть предвестники, звоночки.
Те, у кого в семье подростки, просто обязаны их знать. И это не только классическая депрессия, когда подросток утрачивает интерес к жизни и общению. Насторожить должны также «контекстные» разговоры об уходе из жизни — к примеру, при просмотре фильма, новостей, при обсуждении книги. Если таких мыслей нет, то подросток не станет фиксироваться на такой теме. Из своей практике могу сказать, что в наши циничные «онлайновые» времена подростки стали чаще решаться на такое из-за предательства возлюбленных и друзей. Вернее, из-за того, что они считают предательством. Гораздо чаще, чем, к примеру, 10 лет назад. Хотя родители при этом уверяет, что «кроме телефона его или ее ничего не волновало». А в телефоне-то сейчас все самое страшное и происходит — бросания, расставания, встречи и даже измены.