Перед лыжниками Большуновым и Устюговым закрыли дверь: катастрофа, пощечина и Карлсон с вареньем

Фото: flgr.ru

Совет Международной федерации лыжного спорта и сноуборда (FIS) продлил отстранение наших спортсменов. МОК, может, давно уже и рекомендовал всем федерациям допустить к стартам Россию и Белоруссию со всякими критериями и ограничениями. Но Норвегия, Швеция, Финляндия – те, кто у руля лыжных трасс, будут биться за недопуск Большунова, Устюгова, Терентьевых и всех наших лидеров до последнего. Да и, случись даже хотя бы словесный поворот к зеленому свету для российских спортсменов, обещания бойкотов и отказов в выдаче виз посыпались бы прямо в первый час после принятия решения.

Новость о продлении отстранения была из разряда предсказуемых и объяснимо не прошла красной строкой. Президент федерации сноуборда России Денис Тихомиров даже сказал, что никто уже особенно и не интересуется новостями от FIS. Да и в кулуарах никто не гадает: быть или не быть сезону. Международному – не быть, а на внутренний брошены все силы, «готовимся к своему сезону, к своим соревнованиям».

Согласен с этим и тренер сборной России по лыжным гонкам Юрий Бородавко. Говорит, что политику FIS видим, она не меняется на протяжении последних двух лет, поэтому никаких ожиданий нет. Есть календарь, все настроены на гонки внутри России, поэтому «спокойно принимаем любое решение».

Спокойствие это – конечно, вынужденное, но отработанное уже в прошлом году. Поэтому ситуацию усугублять всхлипами никто не намерен.

Двери для «избранных»

Ну, да – конкуренции тем же зарубежным лыжникам не хватает. Но признаваться в этом им, похоже, очень не хочется. В прошедшем сезоне лыжники Норвегии практически выносили всех в одну калитку, десятками оказываясь впереди соперников. На женской лыжне норвежкам было не столь вольготно, там хотя бы шведки сопротивлялись. В самом FIS в течение прошлого сезона заявляли о потери и аудитории, и денег. Но прилипчивый тренд: делать вид, что все сплошь и рядом – идейные борцы, пока побеждает. А кто громче выскажется о том, как нельзя соревноваться с россиянами, тот и молодец.

Перед тем, как совет Международной федерации лыжного спорта и сноуборда вновь сбросил наших спортсменов с лыжных трасс и склонов, усердствовали шведские лыжники. А до этого были норвежцы, которые мертвой хваткой вцепились в Большунова. Александр сказал, что кто-то ему написал из Норвегии: «приезжай к нам, мы соскучились». Вполне безобидное и человечное было тут же подвергнуто расследованию: кто бы это мог быть, кто сказал «такое»? Большунова и вовсе обвинили, что он врет: «если брать тех, кто есть сейчас в команде, осмелюсь сказать, что это неправда», – заявил один из членов сборной.

А шведы следом прямо соревновались, кто круче выскажется. Один из призеров чемпионатов мира заявил, что возвращение России «было бы катастрофой». Нет, «в какой-то момент в будущем, я думаю, им следует разрешить вернуться, но не сейчас». Почему? Потому что у спортсмена нет «полной информации», но он «предполагает», что российских лыжников не проверяли регулярно на допинг. «И, если они были дома и тренировались без контроля со стороны WADA, то неправильно, если им разрешат вернуться сейчас». Кто-то назвал возвращение России даже в теории на старты «пощечиной», кто-то заметил, что решение FIS о допуске будет «политически непопулярно», да и вообще надо будет следует бойкотировать соревнования.

Линн Сван в родном для нее спринтерском духе попыталась обойти препятствия в ответе на последний щекотливый вопрос. Сказала, что подвергать отдельных спортсменов наказанию «трагично», но она не думает, «что мы должны открывать двери для русских». И вновь повторила, сославшись на свое громкое высказывание в прошлом году: «я не хочу выступать с россиянами». Но вот насчет бойкота решила не торопиться. Сегодня, мол, это сказать про будущее легко – последствий нет. Но, что будет, если вдруг это понадобится сделать, а она будет в отличной форме и захочет участвовать в соревнованиях? «Тогда я надеюсь, что у меня будет столько же хладнокровия, как и сейчас».

Шведы без флага

На выпады в наш адрес мы, конечно, реагируем болезненно. И это понятно, потому что каждый раз такие высказывания – даже не чиновников каких-то с их политическими не правами, но обязанностями, а коллег-спортсменов – как удар в спину. Двукратный олимпийский чемпион по биатлону Дмитрий Васильев заявил, например, что МОК следует отстранить самих шведских лыжников за их слова в адрес России. Предположил еще, что, если задать вопрос, почему они не хотят выступать с нашими спортсменами, то ответ вряд ли будет получен. А ожидать можно лишь примитивные рассуждения на уровне Карлсона: «хороший человек – тот, у которого есть банка варенья».

Любимого всеми Карлсона в таком контексте даже жалко, хотя тот еще эгоист, конечно, был. Насколько хватит того самого хладнокровия Сван и в позиции сегодняшних противников возвращения России на мировые трассы, сказать сложно. Но вот сами члены сборной Швеции в ближайшее время испытают на себе последствия политического безумия. Спортсменам поступили рекомендации перемещаться по миру без национальной символики. Произошло это после террористической атаки перед игрой футбольных сборных Бельгии и Швеции в Брюсселе, в результате которой погибли два шведских болельщика.

О мерах предосторожности в виде и гражданской одежды, а не форме сборной Швеции, сообщила бронзовый призер Олимпийских игр в лыжных гонках Фрида Карлссон. А, рассказывая об этом, заметила, что риски у лыжников ниже, чем у футболистов, так как их соревнования проходят в местах вроде Руки и Ливиньо, необдуманно назвав их помойкой (или дерьмовым местом).

Финляндия мимо оскорблений не прошла. Карлссон в ответ заявила, что не считает Руку дерьмовым местом, а хотела сказать, мол, это маленький город по сравнению с Брюсселем. Признавшись, что выразилась не корректно и извинившись, лыжница заявила: «я в очередной раз доказала, что спортсменка, а не политик». А это как раз то, о чем многие из спортсменов, выдвигающих бойкоты и рассуждающие о том, кому открывать двери на трассу, а кому – нет, и не помнят.

Слышат ли губернаторы?

Наши спортсмены планомерно ведут сборы, готовясь к сезону. Жизнь не останавливается. И эта фраза справедлива, пусть даже в графе «поиск мотивации» иногда стоят низкие оценки. Правда, тех же лыжников это касается, наверное, меньше, чем некоторые виды спорта, в силу внутренней конкуренции. Появилось, наконец, и время для озвучивания – а это значит, что следом возможны и какие-то подвижки, – очень серьезных тем, которые напрямую связаны с развитием резерва. Если и сейчас о нем не думать, то полноценно возвращаться на международные старты будет просто не с кем.

Только что во время круглого стола «Проекты развития и популяризации зимних видов спорта» в рамках форума «Россия – спортивная держава» в Перми президент ФЛГР Елена Вяльбе заявила, что в России мало губернаторов, которые интересуются развитием спорта. Лыжной России не хватает инфраструктуры, практически нет освещенных трасс, материально-техническая часть, начиная от лыж и заканчивая базами, очень устарела. Вяльбе вспомнила, что в ее детские годы в каждой школе были уроки лыж, сейчас это редкость. «Плюс лыжи сами по себе дорогие, около 90 тысяч рублей, и родителей зачастую это отталкивает».

Подчеркнула Вяльбе и то, что строить никто ничего не будет, «в ближайшее время так точно, мы пока на самовыживании». И, если в регионе есть люди, которые хотят развивать лыжные гонки, значит, там что-то делается. «По-другому пока никак».

Терпеть за лидерами

А в самом спорте – будь он международный или внутренний, освещены трассы или нет, задачи не меняются. На лидерах – двойная нагрузка. Есть лидеры, за ними тянутся остальные. Так рождается конкуренция. Еще по окончании прошлого сезона наши лыжники старались понять, как может выглядеть следующий год. Иллюзий по поводу полноценного международного сезона никто не питал. Заглядывая в сезон соперников, отмечали, что, когда нет чемпионата мира, год становится пустоватым. А наш внутренний сезон был насыщенным и, может быть, станет еще более изобретательным.

Например, олимпийский чемпион Денис Спицов выражал надежду, что будут опробованы новые форматы гонок: смешанный командный спринт, смешанная большая эстафета. «Если это есть на Кубке мира, можно и в России внедрять». Говорил, что хотелось бы видеть больше контактных гонок с общего старта, те же пятнашки, двадцатки. «Именно в таких гонках ты понимаешь скорость других, можешь иначе реализовывать себя тактически, смотреть на тех, кто выше классом, и терпеть за ними».

В ответ на свежее решение FIS о продлении отстранения наших спортсменов олимпийский же чемпион Александр Легков признал, что другого и не ждал: «Замутим свои крутые соревнования, и все будет хорошо». И пояснил свои слова: стимул соревноваться между собой есть, а молодежь растет на наших топовых спортсменах.

И Елена Вяльбе считает, что «у нас спортсменам некогда зимой отдохнуть». Даже так: некогда «не просто отдохнуть, а потренироваться, для нас тренировки – это отдых». А «замутила» федерация лыжных гонок России в сезоне-2023/24, помимо прошедших уже стартов на лыжероллерах, следующие соревнования:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика