«Неуды» и эксперты: как учителя сдают ЕГЭ
«В июне-мае ЕГЭ-ОГЭ, потом летние лагеря, потом вот эта новая пересдача. А в августе самим ЕГЭ сдавать» – лейтмотив учительских постов и сетований, заполонивших паблики. «МК» заинтересовался тем, как и зачем учителя сдают ЕГЭ и ОГЭ (единый госэкзамен после 11 класса, и общий, после 9го).
И понял главное: ученики, втайне мечтающие о том, чтобы училка сама «парилась» над экзаменами, отомщены. Учителя сдают ЕГЭ с 2019 года. Проверка педагогических знаний, которая началась как эксперимент, не афишируется. Но вошла в привычку настолько, что к сдаче ЕГЭ теперь привязана учительская аттестация. Пусть требования и к «педагогическому» ЕГЭ разнятся от региона к региону (самые строгие критерии обнаружены в Москве). Но тенденция такова, что год от года, подобно самим госэкзаменам, проверка ужесточается.
— Да, в 2019 году объявили, что учителям нужно сдавать ЕГЭ, – вспоминает Нина Викторова, учитель математики из Москвы. – Дело сугубо добровольное, пишем так же, как и дети, в другой школе, под камерами, под хронометраж. Балльная система такая же. По-разному коллеги это восприняли. Но на какое-то время «пойти на ЕГЭ» среди учителей было модно. Вдобавок поняли, что без подготовки, с кондачка, не тянут даже на базовый уровень по предмету. Многих это подхлестнуло, знаю людей, которые не набрали 70 баллов, подготовились и сдали на экспертный (уровень). И каждый год теперь сдают.
Викторова считает, что учителю надо «попробовать» ЕГЭ на себе, особенно репетитору. Только на личном опыте «видишь частности». Как за грамматически неверно написанный ответ на математике снижают балл за сложное задание. Как «на нервяке», сложно разобраться в своих же черновиках, что съедает время. За что сразу стоит подавать на апелляцию, идти на пересдачу…
К очевидным плюсам эксперты и относят бесценный личный опыт. Мол, каждый год на ЕГЭ что-то меняется: сложность заданий, критерии оценивания, эталонные ответы. И вникнуть во все эти нюансы можно, только попробовав это на себе.
Но была и критика, конечно. Вначале учителям начали давать задания из совсем других дисциплин, проверяя уровень «soft skills» (мягкие компетенции), функциональную грамотность. Или заставляли писать ЕГЭ из другой оперы: учителям начальных классов давали уровень профильной математики, к примеру. Кто-то вообще счел, что такая проверка знаний унизительная и лишняя экзекуция (есть периодическая аттестация). «Это очень неприятная ситуация, потому что даже тех, кто уже сдал, заставляют, иначе говорят: «Не будем платить надбавку», – возмущались в учительском профсоюзе.
Статистика по тому, какой процент учителей заваливает ЕГЭ по предмету, который сам же и преподает, в открытом доступе отсутствует. Результаты прохождения экзамена для учителей бывают четырех уровней: экспертный, высокий, базовый и неудовлетворительный, надо полагать. Собственно, как и для выпускников, экспертный уровень это пятерка, от 85 до 100% баллов на ЕГЭ. От 70 до 84% – высокий уровень, от 50 до 69% – базовый уровень прохождения экзамена.
По отзывам самих педагогов, на экспертный уровень, даже после зубрежки, сдают единицы. Но и откровенных провалов мало, в основном, фигурируют твердые аналоги четверок и пятерок.
Сейчас система учительского ЕГЭ отлажена. В разных регионах педагоги записываются на экзамены действительно добровольно, хоть и не массово. Кто-то это делает «ради чести», кто-то ввиду профессиональных бонусов. «Экспертное» или «высокое» ЕГЭ расценивается как повышение квалификации, в свою очередь, влияющее на премии, «стимулирующие» выплаты. Есть конкретные расценки от муниципалитетов и глав регионов: за 100 баллов на экзамене премия в 10-50 тысяч рублей. Хотя где-то платят просто за участие в таком экзамене, даже если набрать 0 баллов.
С другой стороны, в крупных городах, где среди педагогов в школах царит конкуренция, все чаще способность сдать госэкзамены и получить хорошие результаты по ним становятся критерием трудоустройства.
В Москве, согласно муниципальным требованиям, учитель должен сдавать «экзамены МЦКО» (Московского центра качества образования). Он тоже включает в себя ЕГЭ и даже не только его.
— Да, МЦКО все чаще требуется при приеме на работу, – говорит завуч московской школы Лидия Леонидова. – Не так давно требования к нему повысили, ссылаясь на приказ департамента (приказ №196. – Прим. авт.) Теперь проверка включает ЕГЭ, хотя и в онлайн-формате, устную часть английского или другого иностранного языка. И еще одну онлайн-проверку метапредметного уровня. Раньше хотя бы вторая часть была проще и не было языка. Теперь это называется Комплексный ознакомительный тренинг. Проходить в августе.
Из школ сообщают, что пока ясны только формальности «тренинг-диагностики». ЕГЭ включает первая часть экзамена, которая длится 3 часа 10 минут. Точно известно, что полностью проверку, со второй частью, должны пройти члены школьных предметных комиссий. Это учителя, ответственные за организацию и проведение экзаменов, за отбор в профклассы и методисты.
Учителя сообщают, что прохождение такой проверки привязано к «категорийности» – уровню профессиональной квалификации, который влияет на размер зарплаты. При регистрации в системе можно выбрать и уровень «без категории». Но все чаще работодатели под «пройти МЦКО» подразумевают уровень «Педагогический работник», что означает обе части проверки. С указанием категории.
А пока такую систему проверки педагогического мастерства обкатывают в Москве, все аттестационные комиссии тоже «заточили» под ЕГЭ. С 2023 года общая проверка профквалификации учителя тоже включает два этапа. Сначала – подтверждение базовых компетенций, то есть, просто проверка на профпригодность. И обоснование квалификационной категории. Вот сюда-то, во вторую часть, для педагогов высшей или первой категории тоже включили сдачу ЕГЭ. Аттестоваться закон требует проходить раз в 5 лет, но можно и проходить ежегодно, по желанию. По итогам проверки учителю выдают сертификат.
Так что, куда не кинь, везде ЕГЭ у учителя, получается. Как удалось узнать «МК», педагогические профобъединения только определяются с тем, как к таким нововведениям относится. Некоторые советуют пока «забивать» на приказы, если те, по мнению профдеятелей, нарушают Трудовой кодекс. Хотя и понятно, что новый порядок аттестации учителей игнорировать не получится, его в прошлом году внесли в закон «Об образовании»…
Кое-где в школах, пользуясь существующей автономией, нашли изящный выход. Взяли и убрали из положения об оплате труда выплаты за первую и высшую категорию для учителей. А где-то уже перестали премии давать за добровольную сдачу ЕГЭ: зачем платить за то, что и так теперь «зашито» в аттестации?
В прошлом году научный центр при топовом вузе исследовал мнение родителей о подготовке учителей. Оказалось, что педагогическая компетентность – второй по «старшинству» критерий, который назвали родители школьников. Чаще при выборе школы они ориентируются только на «психологический климат в коллективе». Больше всего недовольных учительскими компетенциями оказалось среди родителей учеников 8–9-х классов, меньше всего – среди родителей учеников начальной школы. В целом, недоволен учителем и его подготовкой каждый шестой родитель школьника.