«Ласточка КГБ»: выяснились подробности вербовки французского посла с помощью женских чар титулованной актрисы
Первая же роль в фильме «Большая семья» принесла Ларисе Кронберг громкий успех.
Для массового зрителя эта лента, снятая режиссером Иосифом Хейфицем, стала одной из любимых. Едва ли не главный козырь «Большой семьи» — прекрасный подбор артистов. Среди них уже «разгоревшиеся» к тому времени звезды экрана: Борис Андреев, Павел Кадочников, Николай Гриценко, Клара Лучко… Здесь первую свою большую роль сыграл Алексей Баталов.
Именно благодаря ансамблю исполнителей картина удостоилась в 1955-м приза престижнейшего Каннского фестиваля, причем уникального. Единственный раз за почти 80 лет существования этого международного кинофорума жюри в номинациях «лучшая мужская роль» и «лучшая женская роль» отметило Серебряной премией сразу весь актерский коллектив одного фильма — 16 человек.
Откуда вторая фамилия?
В числе лауреатов оказалась и молодая дебютантка Лариса Кронберг, едва ли не самая загадочная и даже засекреченная актриса советского кино. Такая ее потаенность вполне объяснима: ведь красавица совмещала съемки с работой агента советских спецслужб.
Подробностей из биографии этой женщины известно мало. Сама Лариса Ивановна до последних дней не хотела делиться воспоминаниями. Даже подругам, актрисам Алле Ларионовой, Нонне Мордюковой, Татьяне Конюховой, она почти ничего не рассказывала про свою жизнь вне кинематографа.
Лариса родилась в семье военнослужащего. Отец по национальности поляк, мать шведка. Девушка с отличием окончила школу, прекрасно владела несколькими иностранными языками. В 1948-м, получив аттестат, отправилась в Москву и с ходу смогла поступить на актерский факультет ВГИКа, где оказалась в мастерской Сергея Герасимова и Тамары Макаровой. Классик советского кино выделял Кронберг среди других своих подопечных. Якобы даже говорил ей: «Ты будешь бриллиантом для любого режиссера».
Далее в ее вроде бы успешно складывавшейся жизни вдруг возникла черная дыра: Лариса на год куда-то исчезла из института. Упоминается, что случилось это «по личным обстоятельствам». О них даже можно найти сведения, хотя и весьма расплывчатые. Мол, студентка выскочила замуж за красавца грузина, уехала с ним на Кавказ, родила там сына, но затем их семейная жизнь разладилась, ребенок остался с отцом, а Лариса вернулась в Москву.
Она вновь пришла во ВГИК — доучиваться. На сей раз наставником ее стал актер Владимир Белокуров. Именно он и посоветовал режиссеру Хейфицу взять свою выпускницу на одну из главных ролей в фильме «Большая семья».
Начинающая актриса справилась с этой работой прекрасно и заслуженно была вместе с признанными мэтрами советского экрана включена в список актерского ансамбля картины, награжденного в 1955 году на Каннском фестивале.
Правда, с дальнейшей кинематографической карьерой Кронберг не слишком везло. Она была зачислена в штат Театра киноактера, снялась в нескольких картинах: «Звезды на крыльях», «Посеяли девушки лен», «Девушка с гитарой»… Но роли доставались эпизодические (исключение — фильм «Ночь без милосердия», где Кронберг сыграла главную героиню).
А потом неожиданно для всех, кто был знаком с Ларисой, шарахнула новость, просочившаяся «из-за бугра». Оказывается, актриса является агентом спецслужб — одной из «ласточек КГБ». И благодаря именно ее женским чарам советские органы сумели завербовать посла Франции в Москве.
По воспоминаниям некоторых знавших Кронберг, она избегала комментировать подобную молву о себе. Женщина обосновалась в Москве, старалась вести светскую жизнь. Одно время, в конце 1960-х — начале 1970-х, темой пересудов в кругах столичной богемы стали отношения артистки с шахматной знаменитостью — гроссмейстером, чемпионом мира Михаилом Талем. Однако потом эти двое неординарных людей все-таки расстались.
Вплоть до 1987-го почти ежегодно выходили картины с участием Ларисы, но по-прежнему главных ролей героине «Большой семьи» не давали. Последняя ее работа в кино — драма «Преступление лорда Артура» (1991 г.). При этом в титрах некоторых фильмов она фигурировала как Кронберг, а в некоторых как Соболевская. Знакомые лишь гадали: откуда взялась такая фамилия? Псевдоним? Или, может быть, наследство от неудавшегося замужества?
Студенты ВГИКа с режиссером Сергеем Герасимовым. Лариса Кронберг — вторая слева в нижнем ряду.
В постель — не сразу
Все-таки следует признать, что едва ли не самую впечатляющую свою роль Кронберг сыграла не на съемочной площадке, а в «спектакле», который режиссировали специалисты из КГБ.
Пытаясь разобраться в истории сотрудничества актрисы с органами и в эпопее с «поимкой в сети» французского посла, корреспондент «МК» убедился, что публикации на сей счет содержат немало домыслов, а порой и противоречий. Пришлось обратиться за помощью к специалисту.
Итак, вот отфильтрованный рассказ о тех давних уже околокинематографических событиях с комментариями одного из ветеранов органов госбезопасности.
Их кульминация наступила в 1958-м. Сотрудники 2-го Главного управления КГБ СССР сумели скомпрометировать и вынудить к сотрудничеству главу французской дипмиссии Мориса Дежана. Посол попался в подготовленную чекистами «медовую ловушку». А главной приманкой стала артистка Лариса Кронберг.
— Метод «медовой ловушки» практиковался на протяжении многих веков. Его суть: использование красивых, умных, обаятельных женщин для решения разведывательных задач, для решения задач обеспечения безопасности государства, — пояснил эксперт Фонда национальной и международной безопасности, историк спецслужб, полковник в отставке Олег Хлобустов. — Хотя эта уловка известна давно, она до сих пор очень эффективна. Начиная с дипломатических, военных академий и заканчивая высшими офицерскими курсами людей, которые имеют отношение к государственной службе на ответственных постах, носителей секретов, предупреждают о подобной угрозе. Они сами ее прекрасно осознают. Тем не менее старый как мир метод, основанный на естественной человеческой природе, раз за разом срабатывает, приводя зачастую к ситуациям, которые заканчиваются политическими и дипломатическими скандалами, утечкой важных государственных тайн.
Среди получивших огласку подобных историй дело Мориса Дежана. Маститый французский дипломат возглавлял посольство в Москве. И там произошла однажды встреча с красивой молодой актрисой. У нее весомый, как говорят сейчас, бэкграунд: первый же фильм, в котором снялась, завоевал всесоюзную популярность и получил приз Каннского фестиваля. Это яркая личность, имеющая известность в кинематографическом мире Москвы. Понятно, что Дежан обратил внимание на новую знакомую, на самом деле являвшуюся «медовой ловушкой». С этого момента и начался процесс его превращения в «агента Москвы»…
Корреспонденту «МК» выяснить подробности вербовки Ларисы Кронберг «товарищами с Лубянки» не удалось. Все это наверняка есть в ее личном деле, а оно недоступно. Можно лишь предположить, что сотрудники ГБ положили глаз на Ларису уже во время ее институтской учебы. Ведь это был очень ценный для работы с «не нашими» мужчинами кадр: эффектная блондинка, прекрасно владеет языками, есть навыки, полученные во ВГИКе…