Конституционный суд разрешил свободно использовать изображения памятников
Предметом спора стал памятник основателям Екатеринбурга, установленный в год 275-летия уральского города на площади Труда. Конфликт же начался в 2017 году, когда издательский дом подготовил путеводитель по Свердловской области, в котором было опубликовано это произведение монументального искусства.
Ассоциация правообладателей по защите и управлению авторскими правами в сфере изобразительного искусства, действуя от лица и в интересах скульптора, направила издателям претензию с требованием выплатить компенсацию за нарушение исключительного права на произведение в размере 20 тыс. руб.
Издатель не согласился с позицией ассоциации, и тогда та подала в суд. Установив, что фотография монумента была использована без разрешения автора, судья оштрафовал полиграфистов на 10 тыс. руб. Суд обосновал свое решение нормой Гражданского кодекса, которая разрешает использовать изображения произведений искусства без разрешения авторов, но только за исключением случаев, если изображение произведения является основным объектом использования или изображение произведения используется в целях извлечения прибыли. А путеводитель был подготовлен именно с такими целями.
И хотя сумма была не слишком чувствительной, издатель решил продолжить разбирательство. Суды разных инстанций так и не пришли к консенсусу о том, кто же прав, и дело дошло до Конституционного суда.
Издатель просил проверить на конституционность ту самую норму Гражданского кодекса. Оказалась, что норма не противоречит конституции. Но при этом защитники авторских прав все же неправы. В суде подчеркнули, что уже сам факт размещения произведения в открытой городской среде дает веские основания полагать, что по своему предназначению оно призвано быть предметом всеобщего внимания. Это предполагает использование его изображений в информационно-справочных изданиях для удовлетворения духовных и интеллектуальных потребностей граждан, а также содействует росту внутреннего туризма. Поэтому решения судов, пришедших к выводу о виновности издателя, должны быть пересмотрены.