Кондратюк узаконил «пятиквадку», Фролова проклинала дорожки, Букин угрожал соперникам
Анна Фролова. Фото: Maksim Konstantinov/Global Look Press
А нас так приучили великие и прекрасные наши чемпионы – и нам всегда хочется на турнирах битв, чтобы захватывает дух. Хочется и новых имен, которые быстро станут топовыми – прошлогодний пример Владислава Дикиджи доказал, что это возможно. Можно считать, как угодно, вспоминать былое или прогнозировать будущее, но проходным первый этап отечественного Гран-при назвать язык не повернется, наверное, ни у кого.
Мотивация Фроловой
Первый этап Гран-при в женском одиночном без всяких вопросов выиграла Анна Фролова. Аня заставляет говорить о себе уже каждый раз, когда выступает. И это не только «про сейчас». Анна исполнила все элементы на «плюсы». Призналась, что вместе с тренером Евгением Рукавицыным проделала, например, «нереально большую работу над непрыжковыми элементами». А последние недели так просто «проклинала все дорожки, потому что уже не могла их больше катать». Сказала еще, что видит, в чем нужно улучшаться, но это не расстраивает – «скорее, наоборот, мотивирует».
Ксения Гущина (тренер Кирилл Давыденко) тоже показала два чистых проката и завоевала серебро. Сказала, что серебряная медаль – неожиданность, но тут же в ответе на вопрос, был ли в Магнитогорске ее лучший прокат, выразила надежду, что будут выступления еще лучше. У Ксении Синицыной этап, несмотря на призовое место, по собственным словам, не задался. Ученица Светланы Пановой допустила ошибки в обеих программах. Конечно, расстроилась, конечно, сказала, что теперь она знает, над чем работать – «как в физическом, так и в психологическом плане».
Увы, уже привычно, но в Магнитогорске у женщин никто не пошел на исполнение тройного акселя или любого четверного прыжка. Да и некому было. Аделия Петросян – взрослая носительница и наследница традиций мощного контента – выступит на следующем этапе в Казани, загадывать на опережение, что и как будет, не стоит. Снялась с этапа Софья Муравьева, чей тройной аксель известен своей красотой исполнения. Но, если бы и не снялась, не факт, что зрители элемент увидели…
По решению ISU с сезона-2024/25 минимальный возраст для выступления спортсменов на взрослых соревнованиях составляет 17 лет. Сколько квот будет у России, когда нас вернут на международную арену, никто не скажет. Как и то, когда вернут. Но ультра-си в женской одиночке вместе с неучастием россиянок в международных стартах и изменением возрастного ценза утихомирили свой яростный напор. Это не означает, что ультра-си не будет вовсе. Хотя пока вполне достаточно для победы и чистого красивого катания с тройными прыжками.
А отталкиваясь от этих вводных, 19-летняя Аня Фролова, показывающая стабильность, попадает не только в число наших лидеров, но и лучших спортсменок мира. Пока обладательницы ультра-си сражаются с психологией или проблемами роста, она делает то, что может, и на высоком уровне. И уже сейчас может соревноваться с нынешними зарубежными лидерами. И заочно даже побеждать.
Как к этому относиться? Никто не мог, наверное, таким представить себе развитие женского фигурного катания: возврат в прошлое всегда обиден, с ним трудно смириться. Когда-нибудь мировое фигурное катание разберется, что оно сделало, подняв возраст и остановив натиск четверных прыжков: спасало вид или остановило его развитие. Пока же даже почетный вице-президент Международного союза конькобежцев Александр Лакерник признался в Магнитогорске в беседе с журналистами: надо понять, что происходит в соревнованиях женщин. Потому что поднятие возраста приводит вместе с физиологическими изменениями спортсменок и к ряду проблем, которые надо решать. А, как будет дальше развиваться женское одиночное катание, – это «вопрос не страны, а вопрос мира». И он еще находится «в стадии изучения».
Зачем так много?
Занятно, конечно, это подсчитывать. Например, в последней мужской разминке, на шесть человек было заявлено 24 четверных прыжка. Пять из них забрал себе и выполнил Марк Кондратюк (еще и показав комбинацию из двух тройных акселей). Эту «пятиквадку» он уже проделал на контрольных прокатах, вызвав даже споры: зачем так много и к чему это делать там, где программы-то не все целиком показывают? Но, видимо, фигуристу действительно важно было убедиться, что он может исполнить в условиях, приближенных к соревновательным. Чтобы потом повторить на турнирах.
После короткой программы Марк не был первым, сорвал в короткой вращение, назвал это «дурацкой ошибкой». В произвольной же всё, что заявил, исполнил, после проката еще и сказав, что это его «не самый сложный набор». Но признал: нужно работать над дорожками и вращениями, да и физических сил не хватает. Все по делу. Как и то, с чем спорить трудно: «каждый старт – это маленькая жизнь».
Роман Савосин, который лидировал после короткой программы, ошибся на четверном тулупе. Но дальше дал самому себе повод для похвалы: «большой плюс для меня, раньше с этим была проблема – собраться после ошибки». На третьем месте завершил турнир Евгений Семененко. Себя за то, что сорвал короткую программу, а потом не пошел на подвиги с четверными в произвольной (исполнил четверной флип, четверной тулуп, в каскаде сдвоил четверной сальхов), не оправдывал и не клеймил. Принял сложившуюся ситуацию, что не собрался на 100%. Оказывается, трудно восстанавливался после болезни: «за полторы недели что успели, то успели».
Оценивая путь, который выбрал Марк Кондратюк, ставя на использование четырех оборотов по максимуму, да еще добавляя каскад из двух тройных акселей, Александр Лакерник сказал, что вопрос сегодня для всех лидеров упирается в то, как с имеющимся набором прыжков набрать максимальное количество баллов. «Что делать, что не делать? Это хорошая математическая задача». А, коль скоро фигурное катание — без сомнения, спорт, специалист всегда выступает «за усложнения и хорошее качество, а не за то, чтобы уменьшать роль атлетической составляющей в спорте».
Бег за лидерами
Александра Степанова и Иван Букин выиграли танцевальный этап в Магнитогорске. Но сами и признали: конкуренция усилилась. И главными из соперников на сей раз стали Ирина Хавронина и Девид Нарижный, уступившие лидерам три балла.
Можно эти соревнования танцоров охарактеризовать, как Букин – «переживательно было, нервно, но прикольно». Можно задумчиво начать считать баллы сегодняшние и прошлогодние. На чемпионате России, как и на Спартакиаде, Степанова и Букин так близко к себе никого не подпускали, от второго места их отделили там баллы, уходящие за десятку отрыва. А можно порадоваться: там, где возникает живая конкуренция, будет еще круче.
Уже после битвы на льду состоялась и еще одна: словесно-заочная. Иван Букин сказал прямо, звучит как угроза и уверенность: «Свое место никому не отдадим, будем работать так, чтобы ни у кого не было вопросов». Говорит, они с Сашей горят работой, и им это нравится.
А Ирина Хавронина сказала, что они с Девидом «всегда хотят большего», едут не за местом, «только за хорошим прокатом, звучит как клише, но это правда». Правда, Нарижный внес в ответ корректировки: «Я еду сюда только за победой, победитель всегда один, остальные места не имеют значения». Смысл сказанного и цели дуэта вполне ясны.
Третье место заняли Софья Леонтьева и Даниил Горелкин, хотя и проиграли произвольный танец Елизавете Пасечник и Дарио Чиризано (итоговое четвертое место). Софья Шевченко и Андрей Ежлов, которые заметно повысили свой рейтинг у судей, замкнули пятерку сильнейших. А заодно и особенно порадовали трибуны впервые в танцах исполненным партнером сальто.
Сам исполнитель рассказал, что идея давняя, да и после выступлений в прошлом сезоне он исполнял сальто на льду. Но после заседания ISU, когда сальто уже официально разрешили показывать в соревнованиях, фигуристы решили – а почему бы не вставить его в ритм-танец? Тем более что Андрей делает его без проблем и на «свежие» ноги, и на «забитые».
Идея себя оправдала. Фигурист считает, что после исполнения элемента «ажиотаж поднялся достаточно сильно». И говорит, что уже вечером после проката Соня ему написала: «Ну, видимо, придется прыгать вместе».
Кризис близко?
Всего четыре пары участвовали в турнире «Звезды Магнитки». Победили Елизавета Осокина и Артем Грицаенко, показав сильную технику и допустив лишь одну помарку в произвольной программе. Могли победить, но допустили падение на выбросе лидировавшие после короткой программы Анастасия Мухортова и Дмитрий Евгеньев. На третьем месте оказались Алиса Блинникова и Алексей Карпов.
Отвечая на вопрос, не означает ли столь малое участие пар кризиса вида, Александр Лакерник призвал «не кидаться в крайности». Пар всегда бывает меньше, чем одиночников и танцоров. К тому же существуют субъективные обстоятельства: кто-то заболел или травмирован. Да и, помимо взрослых, уже сейчас специалисты видят много юниорских пар с разной географией.
Специалист признал, что ему бы тоже хотелось, чтобы в турнире участвовало не четыре пары, а больше. Но даже из этих четырех пар две собрали оценки за 200 баллов. «И заслуженно набрали, а это высокий международный уровень». И если на каждом турнире будет даже по две такие пары, да еще разные, «это не так мало».