Как Эдуард Латыпов стал первым в мире чемпионом: ультраспринт в биатлоне

Возможно, идея биатлонного ультраспринта и не получила бы воплощение в жизнь столь быстро. Но приехали биатлонисты на первый снег в Алдан и не смогли, как хотели, посоревноваться с находящимися там уже на стартах лыжниками. А посему решили провести биатлонный спринт. Родил идею нового старта (а кто же еще?) знаменитый тренер по лыжным гонкам Юрий Каминский, в 2020 году сенсационно перешедший в биатлон.

Спортсмены бежали дистанцию 1900 метров с двумя огневыми рубежами по три этапа: пролог, полуфинал с выбыванием и финал. То есть – практически лыжный спринт без четвертьфиналов, и то лишь потому, что биатлонистов на сборе не так много.  

На рубеже биатлонисты могли использовать по три дополнительных патрона, за каждую незакрытую мишень – штраф 8 секунд. Именно эта отработка стрельбы на высокой скорости и была целью команды. В финале шесть сильнейших определяли победителя.

Участие в ультраспринте приняли биатлонисты мужской сборной России, Лариса Куклина, тренирующаяся с ними же, спортсмены из Якутии, лыжница Ольга Жолудева из группы тренера Олега Перевозчикова (в финал не вышла). У женщин три первых места распределили: Регина Петрова, Лариса Куклина и Кристина Павлушина. У мужчин: Эдуард Латыпов, Иван Колотов, Кирилл Бажин.

Эдуард Латыпов порадовался и болельщикам, и собственным ощущениям, назвав соревнования «классными». И поразмышлял о том, а не стоит ли внедрить ли подобные старты в постоянный календарь в будущем? Считает, что «проба пера» для 20 человек – одно. Но организация ультраспринта для тех же 80 биатлонистов, участвующих в Кубке России, – уже вопрос, который требует серьезной проработки. Прежде всего – в четко выстроенном временном графике: как развести всех по соревновательным минутам, чтобы спортсмены успели еще и отдыхать между гонками.

Сам родитель нового формата гонок Юрий Каминский тоже считает, что всё получилось и зрелищно, и полезно. Но в календарь торопиться вносить ультраспринт не стоит. Еще продолжаются споры специалистов, по каким законам новый формат вообще должен и может жить. Например, исключили штрафной круг, но получилось, что один из спортсменов не уложился и в дополнительные патроны. Или Емерхонов занял второе место в полуфинале, но его поставили на последнее место, потому что он оставил одну незакрытую мишень. То есть правила ультраспринта нужно прорабатывать так, чтобы белых пятен не оставалось. 

Но лыжные тренеры, которые находятся на сборе в Алдане, подчеркнул Каминский, высказались за проведение подобных гонок. Сам он считает, что бегать их обязательно нужно. Это дает ту же самую, столь всегда нужную, возможность получить дополнительную информацию о спортсменах. Конкретно по первому ультраспринту тренер отметил со знаком плюс Колотова и Бажина, который в «прологе порадовал, но на стойке, к сожалению, завис». Был огорчен тем, что показали Емерхонов и Корнев, удивился совсем не свойственной Томшину стрельбе. И подытожил: ультраспринт – тот формат, к которому сложно быстро приспособиться: небольшой лыжный отрезок, а дальше – уже рубеж. О победе Латыпова тренер сказал кратко: выиграл один из тех, кто и должен был.

Специалист говорит, что вообще биатлонисты в последнее время подтянулись ходом к лыжникам – и на мировой лыжне, и наши. Тот же Эдуард Латыпов выигрывал уже у лыжников на всероссийских соревнованиях в Алдане, пусть и не самых главных. И биатлонистам можно соревноваться с лыжниками даже на их чемпионатах России – но только с тренировочной целью, потому что для хорошего результата нужна специальная подготовка. А вот на вкатывании в сезон гонки с лыжниками для биатлонистов весьма интересны.

Кстати, Каминский считает, что возлагать большие надежды на желающих перейти из лыж в биатлон он бы не спешил. Говорит, что летом несколько лыжников планировали перейти в биатлон, но лыжный ход этих спортсменов не выше, чем большинства членов биатлонной сборной. Поэтому, какой смысл заводить этих лыжников сразу в сборную команду по биатлону? То есть брать спортсмена, который винтовку и в руках не держал, а ходом не отличается от биатлонистов сборной. 

Да, знаменитый своей быстрой эффективностью переход Наталии Шевченко из лыж в биатлон получился в итоге оправданным, но, считает Каминский, тренер очень рисковал. И, если бы Шевченко не показала результат, то Михаил Шашилов получал море критики. То есть технически путь из лыж в родственный вид спорта видится Каминскому таким: сначала должен быть переход спортсмена в регионы, а после прогресса – уже в сборную. 

Лига ожиданий

Время вынужденной изоляции, отсутствие привычных международных стартов дают возможность для экспериментов и появления новых форматов турниров. Ультраспринт – можно сказать, пока развлекаловка для узкого круга лиц. А вот уже информационно нашумевшая только что созданная Международная лига клубного биатлона – масштабный замах. Первый турнир пройдет в Ханты-Мансийске 18–19 ноября.

Новая Лига не боится IBU, мировым структурам биатлонным не подчиняется, да и отбирать у наших спортсменов во имя наказания уже нечего. Но, насколько представительным в плане зарубежных спортсменов будет первый турнир, сказать наверняка еще сложно.

Сначала было анонсировано участие биатлонистов России, Белоруссии, Китая, Монголии и Турции. Россия и Белоруссия – да. Китайцы вроде как, по словам работающего с ними Андрея Прокунина (тренер китайского клуба «Ляонин»), визы оформляют. Внутренних соревнований в Китае почти нет, клуб планирует привезти семь человек: трех девочек, одна из которых юниорка, трех мужчин и одного юниора. Монголы и турки где-то пока потерялись: или все же побоялись, или решили не афишировать свое появление. Организаторы ждут 120 биатлонистов всего, поровну мужчин и женщин.

Пока сама идея создания подобной организации вызывает только одобрение: как спортсменов, получающих возможность заработка, так и специалистов. Как считает, например, Антон Бабиков, лига клубного биатлона способна помочь решить многие вопросы и вообще «переформатировать наши внутренние соревнования, а в перспективе, может, и международные».

А тот же Юрий Каминский давно говорит, что будущее – как в лыжах, так и в биатлоне, именно за клубами. Потому что система господдержки часто бестолково теряет деньги, а владельцы клубов будут вложенные средства тратить более эффективно. Да и лишней бюрократии, когда нет, например, возможности быстро принять решение о том же изменении места сбора, при клубной системе можно будет избежать, она будет более гибкой.

Инициатор же организации Лиги глава федерации биатлона Московской области Алексей Нуждов объясняет, что нельзя мириться с существующим положением, когда национальные федерации биатлона России и Белоруссии отстранены от участия в международных соревнованиях и не могут организовывать свои турниры. Выход из положения – создание собственного турнира, «который не будет подпадать под общемировую юрисдикцию, где мы будем вольны делать все, что захотим».

Дебют предстоит увидеть и проверить идею на практике не одного дня. МЛКБ начнет реальную жизнь прямо перед стартом первого этапа Кубка России. В программе турнира в Ханты-Мансийске запланированы четыре гонки. В первый день – мужской и женский масс-старты, во второй – гонки преследования. Победители гонок получат по 1 миллиону рублей, серебряные призеры – по 500 тысяч, бронзовые – по 250 тысяч. Да и топ-6 не с пустыми руками уедут: шестое место – 50 тысяч рублей.

Дуло – не в лицо

А тем временем Международный союз биатлонистов отказался от проведения суперспринта. Теперь этой гонки не будет даже на этапах Кубка IBU. Еще IBU уравнял дистанции мужских и женских этапов в смешанной эстафете. Все спортсмены будут теперь преодолевать три круга по 2 км (раньше у биатлонисток было 6 км, у мужчины – 7,5 км.). 

Объяснение введения новых равных прав для мужчин и женщин на дистанции последовало такое: сработали «соображения организационного удобства». То есть, другими словами, управлять гонкой, когда нужно одновременно контролировать круги в 2 км и 2,5 км, трудно. Представители IBU заявляют, что, например, в середине гонки возникали сложности с указателями, а часть трассы не использовалась в тот момент, когда женщины стартовали первыми, что могло создать проблему в случае снегопада.  К тому же – изменение можно считать «небольшим функциональным изменением, позволяющим спортсменам быстрее восстанавливаться».

Еще Международный союз биатлонистов внес изменения в положение безопасности, ужесточив правила обращения с винтовкой. И это как раз напрашивалось. В прошлом году бельгийский биатлонист Тьерри Ланже на этапе Кубка мира в словенской Поклюке изумил и испугал всех, сдувая снег с дула, направляя винтовку прямо в лицо. Теперь безопасным положением винтовки является ношение ее на спине или с открытым затвором, а на стрельбище спортсмен не должен свободно направлять дуло винтовки в сторону себя или окружающих. Запрещено совершать движения с винтовкой, которые могут представлять опасность для окружающих, независимо от того, заряжена винтовка или нет. За нарушение – дисквалификация. 

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика