Изменение правил футбола заставило вспомнить корысть ФИФА

Президент ФИФА Джанни Инфантино.

У мальчишек свои правила. Простые и справедливые. Футбол вообще очень простая игра. Поэтому его так и любят во всем мире, порою сходя с ума. Одна Церковь Диего Марадоны чего стоит.

Но есть другой футбол. С многомиллионными контрактами футболистов, миллиардными долгами клубов, многомиллиардными спонсорскими контрактами. Это футбол профессиональный. Он не вид спорта. Он бизнес. А в бизнесе свои законы.

Только не нужно быть лицемерным. Бизнес сам по себе не бывает плохим или хорошим. Бизнес живет экономическими категориями и понятиями. Этические нормы применимы к тем, кто этим бизнесом занимается. И еще, если бизнес не приносит прибыль, если становится убыточным, то его просто закрывают. Как закрыли ставшие нерентабельными для владельцев бизнес-проекты — футбольные клубы «Москва» и «Тосно».

Когда же профессиональный футбол так изменился? Почему такая простая и поэтому любимая нами всеми игра стала «отраслью экономики», как метко выразился бывший президент РФС Сергей Фурсенко? Когда нам стало интереснее обсуждать зарплаты Роналдо и Месси, чем их игру?

Вы спросите, к чему это я? К тому, что мне кажется, перефразируя начало спектакля Гришковца «Титаник», что футбол гибнет. И это происходит прямо сейчас, на наших глазах.

Профессиональный футбол в большой бизнес превратил седьмой президент ФИФА Жоао Авеланж. Его сменщик Йозеф Блаттер, которого вот прямо сейчас судят в Швейцарии за коррупцию, продолжил погоню за сверхприбылью. Оправдываясь большими расходами на развитие футбола во всем мире. Это и правда очень дорого. ФИФА дотирует многие национальные федерации, тратится на социальные проекты и даже на адресную поддержку нуждающихся футболистов и тренеров. Вот и девятый президент Международной федерации футбола, швейцарский юрист Джанни Инфантино, делает все для того, чтобы денежный поток не иссякал. Доходя даже до циничного использования гибнущих в Средиземном море африканских мигрантов как оправдания своей идеи проводить чемпионат мира по футболу раз в два года.

Вместе с Инфантино трудится не покладая рук ради процветания мирового футбола один из самых авторитетных тренеров в мире Арсен Венгер, возглавляющий в ФИФА департамент глобального развития. Проводятся фундаментальные исследования. Рисуются красивые презентации. Организуются международные форумы и семинары. Все очень «дорого-богато».

Чего же предлагают нам эти «энтузазисты», как говорил Петросян? Много чего.

ФИФА и Международный совет футбольных ассоциаций (ИФАБ, занимающийся ведением и регулированием правил игры в футбол) предлагают:

— Ауты вводить и руками, и ногами, и самому себе, сразу идя в дриблинг. То же касается начала с центра, угловых и ударов от ворот. Главный аргумент — более быстрый ввод мяча. Арсен Венгер сказал, что игра должна стать зрелищнее и быстрее, чтобы привлечь внимание молодого поколения.

— Штрафной можно не разыгрывать, а тоже просто начать вести мяч самому. Так быстрее.

— Пятиминутное удаление за желтую. Чтобы не фолили просто так без серьезных последствий.

— Обратные замены без лишних пауз.

— Остановка игрового времени во время пауз. В среднем в АПЛ мяч находится в игре 55 минут 3 секунды, в ЛЧ — на минуту больше. Либо чистое игровое время — 2 тайма по 30 минут.

Помимо этого утвердили окончательно пять замен по ходу матча. Коронавирусный опыт прижился.

Еще одно новшество — к ЧМ-2022 в Катаре появится полуавтоматическая система ВАР.

Никак не покидает ощущение, что нечто подобное мы где-то уже видели или слышали…

В феврале 2017 года мне посчастливилось принимать участие в историческом событии. Вместе с коллегами из Российской премьер-лиги, где я тогда работал директором по связям с общественностью, мы проводили в Уфе первый официальный турнир по киберфутболу. Киберспортсмены всех шестнадцати клубов РПЛ разыгрывали Кубок Лиги по ФИФА-17.

В большом зале было много именитых гостей из футбола настоящего. Финал турнира комментировал неподражаемый Геннадий Орлов. В конце первого дня соревнований посмотреть, чем же таким мы там занимаемся и почему показы нашего Кубка впервые в истории вошли в ТОП-10 на Twitch, пришел Сергей Семак, тренировавший тогда «Уфу».

Происходящее произвело на Сергея Богдановича сильное впечатление. Каждый матч длился по десять минут. Комментаторы выдавали аналитические заряды в эфир со скоростью станковых пулеметов. Радость побед и горечь поражений сменялись с калейдоскопической быстротой. И самое главное — все были счастливы. Потому что судьи в этой компьютерной игре не ошибались, газоны на всех стадионах были одинакового сочно-зеленого цвета, а болельщики не выбегали на поле, не дрались между собой и не бросали файеры, срывая матчи.

Уходя из зала, Семак сказал мне и стоявшим рядом организаторам соревнования примерно следующее: «Какой удобный вид спорта. Не надо возить двадцать пять человек из города в город, платить аренду за базу клуба и переживать, что у тренера по физподготовке что-то не ладится в личной жизни, поэтому он не успел вовремя провести свои занятия с игроками. Сидит один человек с джойстиком в руках, а эмоции почти такие же, как от нашего матча со «Спартаком». Очень удобно и практично».

Сказал он это, конечно же, в шутку. Но мне в тот момент подумалось: а ведь так и будет в недалеком будущем. Потому что профессиональный футбол — это бизнес. Это зрелище. И если в бизнесе можно сократить издержки и увеличить прибыль, то почему бы не поменять и футбольные правила? Ведь для нынешних руководителей мирового футбола главное — чтобы зрители не уходили от экранов телевизоров и с трибун стадионов. Они эту мантру твердят на каждом углу: «Главное — сохранить интерес к футболу у молодого поколения!». Чтобы мы и дальше продолжали тратить деньги. Чтобы транснациональные корпорации каждый день приносили все более и более «жирные» спонсорские контракты. Иначе зачем и кому этот бизнес нужен?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика