В США заговорили о возвращении российских спортсменов на международную арену

Можно ли говорить о том, что ОКР развернул ситуацию с отстранением отечественных атлетов от зарубежных стартов

Россия отстранена от международных стартов и вот-вот рискует пропустить из-за этого квалификационный отбор в летних видах спорта на Олимпийские игры в Париже-2024. Руку помощи протягивает Азия: готова стать платформой для квалификации наших спортсменов. Но тут и американцы заговорили о том, что недопуск России отбрасывает все олимпийское движение назад. Международные старты для нас – реальность?

 Можно ли говорить о том, что ОКР развернул ситуацию с отстранением отечественных атлетов от зарубежных стартов

Как он мог бы выглядеть в теории, этот выход России из существующего тупика изоляции? Например, включение заднего хода для МОК с его рекомендациями не пускать нас из-за «защитных мер» целостности спорта. Путь самый прямой, но сегодня, даже если МОК скажет: «поехали!», шантаж и бойкоты со стороны оголтелых федераций некоторых стран никто не отменял. Им с этой дороги сворачивать абсолютно не хочется.  

Что еще? Россия входит в Европейский олимпийский комитет (ЕОК). А есть Олимпийский совет Азии (ОСА). Уйти всем спортивным миром из Европы в Азию? Идея витала в воздухе. А на прошедшем саммите МОК это предложение и прозвучало от Олимпийского совета Азии: разрешить России и Белоруссии выступать на соревнованиях, поскольку «защитные меры на азиатском континенте больше не требуются». В переводе на бытовой язык, видимо, звучит так: у нас эти шантаж и бойкоты не пройдут.

Идея была поддержана саммитом единогласно. Потому что эти защитные меры – бельмо на олимпийском глазу. Его изящно обозвали «дилеммой», о которой неустанно говорит Томас Бах все последнее время. Мол, необходимость обеспечить честность соревнований привела к тому (это подчеркнуто в итоговом послании олимпийского саммита), что «МОК выступил против своей миссии по объединению всего мира в соревнованиях, ему пришлось запретить спортсменам участвовать в турнирах только из-за паспорта».

В переводе на бытовой язык – МОК вляпался по уши. И теперь эти защитные меры оказались подвергнуты сомнениям даже со стороны Баха. Президент МОК заявил, что необходимо понять: а нужны ли они вообще (как, отстраняя, сохранить права спортсменов)? 

«Мы еще в феврале говорили о том, что вводим эти защитные меры с тяжелым сердцем», – говорит Бах, приводя примеры благополучного допуска России к стартам. Вон ведь в НХЛ наши спортсмены играют, в теннисе выступают – и все, от организаторов до зрителей, довольны. Еще Бах ругает правительство Великобритании за давление на Уимблдон, исключивший Россию и Белоруссию из числа участников. «Это та ситуация, в которой мы находимся и которую нам надо преодолеть». В смысле, что правительства не должны принимать решения о том, кто должен выступать в соревнованиях, а кто нет, исходя из политических мотивов.

Саммит с Бахом согласился. Еще олимпийское собрание вспомнило, что команды двух Корей на Играх в Пхенчхане вышли, несмотря на все свои политические сложности друг с другом, под одним флагом. (Правда, НОК КНДР был позже отстранен до конца 2022 года за то, что не принял участие в Олимпийских играх в Токио. Отстранение будет снято автоматически.)

И с президентом Франции саммит тоже согласился. Эммануэль Макрон, руководитель страны, которая примет Олимпийские игры в 2024 году, по словам президента МОК, тоже заявил, что спорт не должен быть политизирован. И «представители всех стран, в том числе и тех, которые находятся в состоянии войны, должны участвовать в Олимпийских играх».

Должны – но без квалификации-то не могут. И вот предложение Азии ситуацию как раз и может исправить. Глава АНОК (Ассоциаций национальных олимпийских комитетов) Робин Митчелл заявил, что предложение Азии – это шаг к всеобщему объединению в спортивном мире.

Не сказал, но явно подумал, что можно испытать теперь даже некоторое облегчение: спорт России и Белоруссии выйдет с внутренних стартов, вина за заглядывание МОК в паспорт будет снята. Но при этом санкции, объявленные МОК 28 февраля, никто не отменит: не будет флага и гимна, турниры на территории России под запретом, в этом вопросе ОСА против батьки МОК не пойдет.

Что нам даст уход на турниры в Азию? Как раз участие в отборочных стартах к Играм. Ведь без квалификации – никакой Олимпиады не видать, даже если будет допуск. Еще участие в международных стартах несколько снизит градус тревоги спортсменов: смена спортивного гражданства – вопрос, как бы мы от него ни открещивались, актуальный.

Поутихнет и другой вопрос, набивший уже оскомину журналистам и надоевший спортсменам: «где берете мотивацию?». Да, внутренняя конкуренция у нас есть, правда, не во всех видах. Но выступления за занавесом тяготят морально, какими бы звездами мы ни обладали, это даже объяснять не надо: сильнейшие тянутся к сильнейшим.

Олимпийский совет Азии – это 45 стран, включая Китай, Японию, Корею… Это крупные турниры, например, Азиатские игры. Кстати, уже в наступающем году – летние, в 2026 – зимние. Большинство наших федераций склоняются к тому, что главный вопрос сегодня – участие в квалификационных соревнованиях. Только что на заседании внеочередного конгресса Международной федерации плавания (FINA, кстати, с января меняет название на World Aquatics) президент организации Хуссейн Аль-Мусаллам так и заявил: Азиатские игры могут стать платформой для участия России и Белоруссии в отборе на Игры в Париж-2024.

Спасибо этому дому, пойдем к другому? А есть ли у нас выбор? Может ли состояться после использования «платформы» более глобальное погружение спорта России в Азию? Если мы уходим, это мера временная или постоянная? Войдем, а как выходить будем?

Еще несколько дней и МОК, который сейчас проводит консультации с международными федерациями в связи с предложением ОСА, выдаст новые рекомендации. Ответы на все вопросы зависят от развития ситуации. А она может меняться, как показывает жизнь, стремительно.

И очень возможен тот поворот в развитии событий, который произойдет и без ухода в Азию. Тот, о котором говорил президент ОКР Станислав Поздняков после саммита МОК: Россия скоро выйдет на международные старты, участники саммита МОК были едины в том, что оснований для дальнейшего отстранения наших атлетов нет. А общее содержание и направленность дискуссии свидетельствуют «о победе спортивной дипломатии и здравого смысла».

Здравый смысл не замедлил проявиться. Причем в высказываниях президента НОК США. Глава Олимпийского комитета США Сюзанна Лайонс после саммита дала интервью The Wall Street Journal. «Возможно, это и неприятно осознавать, но недопуск россиян отбрасывает нас назад, их возвращение действительно важно для олимпийского движения».

Возвращение без национального гимна и флага, конечно, не забыла добавить Лайонс. Хотя и позволила себе пойти в признаниях, что Россию надо возвращать, еще дальше. Подчеркнула, что даже в случае допуска россиян угроза запрета на выступление наших спортсменов в некоторых странах останется. Но это – «серьезное нарушение Олимпийской хартии». А США не хотят, чтобы страны по политическим мотивам решали, «с кем они или их спортсмены должны или не должны взаимодействовать».

Ждем официального решения МОК. Но, похоже, какая-то олимпийская движуха в правильном направлении все же началась. И даже появился намек на ощущение, что скоро мы, решив проблему стартов, сможем перейти ко второй части битвы – за флаг и гимн. И в олимпийском мире Азии, и в мире МОК пока работают санкции.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28931 от 13 декабря 2022

Заголовок в газете: Азия зовет. И США тоже

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру