Избитая россиянка Грачева смогла засудить мужа через три с половиной года

Жертва домашнего насилия, которой 11 раз отказывали в возбуждении дела, добилась своего

Три с половиной года избитая жена ждала приговора суда мужу-абьюзеру. Закончилось самое длительное расследование и суд по домашнему насилию в России. 11 раз потерпевшей отказывали в возбуждении уголовного дела. «Сколько лет своей жизни я потратила на все это», - вздыхает жертва, Светлана Грачева. «МК» первым написал об этом деле, ещё когда оно не было возбуждено.

Обвиняемый Олег Грачёв отметил вынесение приговора своеобразно: около суда напал на журналистку, попросившую у него комментарий.

Жертва домашнего насилия, которой 11 раз отказывали в возбуждении дела, добилась своего

Со Светланой Грачевой я познакомилась летом 2020 года. На ней тогда лица не было. Измученная, заплаканная, с ортезом на левой искалеченной руке.

Знаменитая Маргарита Грачева, лишившаяся по вине бывшего супруга кистей — тот вывез экс-жену в лес и отрубил их топором - стала символом борьбы россиянок с домашним насилием. Ее однофамилице Светлане Грачевой повезло вроде бы больше: конечности у неё на месте, но на левой руке оторвано сухожилие, будет всю жизнь стоять металлоконструкция, из-за нервов и стресса ей диагностировали сахарный диабет. «Я два года жила на обезболивающих, конечно, все это сказалось на здоровье», - говорит она.

На аудиозаписи, которую пострадавшая предоставила в суде, Светлана кричит мужу о том, что боится с ним жить: «Ты берешь нож и заходишь ко мне в комнату с ножом. Ты до чего опустился! Ты мне вечно угрожаешь. Ты вчера угрожал мне, что голову отрежешь. Как мне спать с тобой вообще? Я уже спать боюсь с тобой… Ты человека готов убить — за что?»

Благоверный, руководитель среднего звена крупной нефтяной компании, не опровергая ничего из сказанного Светланой, тихо отвечает на записи: «Потому что ты меня довела…»

Дело в полиции не возбуждали до последнего. Полицейские изъяли и тут же потеряли медкарту Светланы из поликлиники. Не делали медицинскую экспертизу. А когда ее все-таки сделали, не указали степень вреда, без чего было невозможно возбудить уголовку.

Девушку пытались упечь в психиатрическую больницу, на экспертизу - такого не было никогда, чтобы потерпевшую, которая никогда не состояла нигде на учёте, решили проверить на вменяемость. И с каким диагнозом она могла оттуда выйти - такие прецеденты уже известны. Мужья признают неугодных жён психически больными - и все, пиши пропало.

Первая экспертиза была сделана только спустя семь месяцев. Вторая — через десять месяцев: «заключение эксперта от 09.07.2020 № 2034107429», согласно выводам которого «у Грачевой С. В. при судебно-медицинском осмотре, проведенном 09.07.2020, видимых телесных повреждений (ран, ссадин, кровоподтеков) не выявлено».

Если Светлана была избита в сентябре 2019 года, а одна из судебно-медицинских экспертиз датируется 9 июля 2020-го, то какие синяки и кровоподтеки можно обнаружить спустя столько времени?

По словам пострадавшей, первый раз в возбуждении уголовного дела ей отказали в сентябре того же 2019-го. И отказывали еще 11 раз. А она упрямо снова и снова добивалась признания своей правоты.

В апреле 2021 года Светлана Грачева наконец попала на личный прием к прокурору Северного административного округа Москвы Григорию Радионову. «Мне сказали, что он — последний, кто может помочь. Смотрит: сидит женщина, вся поникшая. Он взял дело под личный контроль и был поражен тем, что с такими травмами я не могу добиться возбуждения уголовного дела».

В конце концов возбудить дело удалось всего за неделю до истечение сроков давности 31 августа 2021 года. Вину свою подозреваемый не признавал. «Я ничего ей не делал», - заявил он.

Я смотрела на Олега Грачева в суде. На вид очень приличный молодой человек, в дорогом костюме, окружённый сплошь женщинами, судя по всему, готовыми защищать его до последнего - тетушка, сестра, новая девушка, какие-то старые подруги, - они слово не давали ему сказать, и хотя излагали исключительно положительные характеристики, но сильно ощущалась его вероятная подспудная агрессия вообще на женщин.

«Вину свою не признаю», - категорически повторял подсудимый.

Новая сожительница дала показания, что они живут душа в душу. Несмотря на то, что первая супруга Грачева, проживающая сейчас в Америке, на одном из ток-шоу сказала честно: боялась, поднимал руку.

«С чем я сама только ни столкнулась за время расследования. Угрозы, преследования, гадости писали в интернете, взламывали почту… Мне было очень страшно, если честно. Да и сейчас ещё страшно. Потому что я не знаю, чего от него ждать», - говорит Светлана Грачева.

Единственный совет, который она даёт всем, оказавшимся в подобной ситуации: «Не прощать и не сдаваться. Когда он ударил первый раз, я тоже простила. И это была моя ошибка. Потому что так домашние тираны чувствуют свою безнаказанность и распоясываются».

Из-за того, что дело было возбуждено слишком поздно, сроки давности уже прошли - реальное наказание Грачеву не грозило, но судимости и без реабилитирующих оснований избежать не удалось.

«Обвиняемого по части 1 статьи 112 «Умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью»… признать виновным и назначить наказание в виде ограничения свободы на срок 6 месяцев с установлением ограничений… до момента вступления приговора в законную силу оставить без изменения меру пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении».

«Надлежащее поведение» подсудимого выразилось в том, что когда сразу после суда к нему подошла тележурналистка с просьбой о комментарии, он буквально набросился на неё, вырвал телефон, который сперва, не исключено, захотел растоптать, а затем швырнул в снег, саму девушку ударили женской сумкой. Мы с группой поддержки стояли неподалёку. Когда репортёр вернулась, на ней не было лица. Это на самом деле стало шоком для всех. Если человек так себя ведёт сразу после вынесения приговора, чего ждать от него в дальнейшем?

«И это правильно, что государство увидело и осознало эту проблему, пытается помочь жертвам домашнего насилия. Ещё совсем недавно только 3% подобных дел доходило до суда. Женщины не выдерживали. А тираны чувствовали свою безнаказанность. Я благодарна прокуратуре за то, что они поддерживали во мне веру в справедливость и торжество закона, даже когда я совсем отчаивалась».

На самом деле здорово, что женщины в нашей стране наконец-то стали добиваться обвинительных приговоров по делам о домашнем насилии, не только оставшись без рук или уже лёжа в гробу.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру