С улиц Еревана исчезает русский язык

Армения любит Россию, но смотрит на Запад

В последнее время информация, связанная с Арменией, часто попадает в топ новостей. И речь идет не только о конфликте в Нагорном Карабахе.

Армения любит Россию, но смотрит на Запад

Недавно по всем крупным СМИ прошла новость о том, что рост ВВП Армении в этом году составит 13% при запланированных 7% — за счет притока граждан России. Об этом сообщил глава местного Центробанка. По его словам, в стране также зафиксирован 25-процентный прирост человеческого капитала в IT-сфере.

Оценить, сколько реально российских граждан за последнее время осело в Армении, достаточно проблематично. В любом случае это большой приток рабочей силы для маленькой Армении, чье население составляет чуть менее трех миллионов человек. Любопытная деталь: за пределами республики проживает более восьми миллионов.

Я улетал в Ереван в середине октября. Площадь перед аэропортом «Домодедово» практически пуста. Ни машин, ни людей. На досмотре при входе в здание — ни одного человека. Спросил женщину, производящую досмотр: «А где народ?»

«Кто хотел и мог сбежать, уже сбежал», — полуиронично ответила она.

В центре Еревана «наших» достаточно много. Их можно идентифицировать не только по «великому и могучему», но и по тому обстоятельству, что все курящие пользуются исключительно электронными сигаретами. В республике приехавших называют не мигрантами, а релокантами.

Армения — достаточно привлекательная площадка для айтишников. Местные власти еще в 2015 году снизили для IT-сектора ставку подоходного налога до 10%. Для сравнения: в других сферах этот налог составляет 21 процент. А в конце марта уже этого года правительство предоставила айтишникам еще одну льготу. Разрешено возвращать компаниям 50% подоходного налога, взимаемого с новых сотрудников. Последнее решение «заточено» уже под релокантов.

И, конечно, большую роль в выборе бывшей советской республики в качестве места жительства сыграло отношение местных к русским в целом. Отношение не просто хорошее, а очень хорошее. Как заметил один таксист, «мы помним то добро, что вы сделали для нас». В первую очередь вспоминают помощь в восстановлении города Спитак после разрушительного землетрясения в 1988 году. Да и в целом преобладает мнение, что без России закавказской республике не прожить. То есть не прожить без российского газа и нефти.

Тем не менее уже не раз писалось, что после отъезда россиян в бывшие республики СССР там резко повысились цены на аренду жилья. Ничего удивительного. Повышенный спрос рождает повышенные цены. Армения — не исключение. Рост аренды жилья в сочетании с укреплением местной валюты (драмы) стал вполне ожидаемым, но все равно неприятным сюрпризом для российских релокантов и туристов.

В начале октября армянский драм подорожал на 12%. От этого повышения «пострадал» и я. Номер в санатории бронировал при одном курсе рубля, а оплачивал его уже по другому курсу. В результате «налетел» примерно на 8 тысяч рублей. Некритично, конечно. Просто слегка обидно.

Тем не менее, несмотря на подорожавшие авиабилеты, отдых и лечение в Армении все равно получаются дешевле, чем в России при примерно том же наборе услуг.

Также подорожали и продукты питания. Как говорила мне армянка из Москвы, цены в ереванских магазинах практически сравнялись с московскими. Исключение составляют овощи и фрукты.

Так как я жил на всем готовом, меня эти цены не касались. Да и сравнивать не с чем. Если только с теми товарами, которые приобретаю лично. Речь идет о чашечке кофе и сигаретах.

Чашечку очень вкусного черного кофе можно выпить всего за 35–50 рублей. А какая чашечка без хорошей сигареты? Пачка очень качественных (поверьте моему пятидесятилетнему опыту курильщика) местных сигарет стоит около восьмидесяти рублей.

Армения — лидер по числу курильщиков в Европе. Конечно, местные власти пафосно-активно борются с курением, вводя запреты местами даже более жесткие, чем в нашей стране. Например, в Ереване категорически запрещено курить на уличных площадках кафе и ресторанов. При этом здесь курят все, кто курит. Официантка популярно объяснила нюансы запретов. Власти наказывают за курение только в том случае, если на столе стоит пепельница. Нет пепельницы — нет курения. На мой вопрос: «А как же тогда быть?» — «Очень просто, — ответила официантка. — Пепел сбрасываете на асфальт, а окурок бросаете в рядом стоящую урну».

В другом кафе вместо пепельницы ставят блюдце. И курение становится вполне легальным. Я всегда считал, что реальность, доведенная до абсурда, считается только нашей привилегией. Ан нет. У нас есть вполне достойный конкурент.

В санатории познакомился с относительно молодым человеком. Зовут Сергей (имя изменено). Где-то около 35 лет. Айтишник. У него два гражданства: российское и армянское (отец армянин). Достаточно долго прожил в Москве. В мае улетел в Ереван. Никакой политической подоплеки: возникли известные сложности с платежами в европейские страны, поэтому принял решение уехать на историческую родину.

Как и большинство айтишников, Сергей «сам себе режиссер». Работает там, где удобно. Санаторий — вполне такое место. Можно работать, лечиться и не думать о хлебе насущном: «Любой каприз за ваши деньги».

«У меня нет никакого штата. Штатный сотрудник — уже анахронизм. Но это совсем не значит, что я работаю в одиночку. Сегодня выстраивается система партнерских отношений. Вместо штатных работников — партнерские отношения с самыми разными специалистами. Одно из самых перспективных направлений в моей деятельности — консалтинговые услуги. В Ереване десятки тысяч людей, для которых город пока чужой и незнакомый. Имей человек хоть семь пядей во лбу, ему все равно трудно ориентироваться в чужой стране. Есть нюансы законодательства, открытия счета, аренды жилья. Такие вопросы самостоятельно зачастую трудно решить. Я аккумулирую заявки от клиентов на консалтинговое сопровождение. Потом заключаю договора с необходимыми специалистами: риелторы, юристы, финансисты, экономисты… Получается своего рода аутсорсинг. Не называя цифр, скажу, что заработки вполне достойные», — объясняет Сергей.

За исключением айтишника Сергея в санатории в основной массе проживали армянские пенсионеры. У пенсионеров из постсоветских республик есть одна общая черта. Это размер пенсии, на которую приходится не жить, а выживать.

Пенсионеров в республике насчитывается чуть более пятисот тысяч, или 16% от общего числа жителей. Средняя пенсия составляет около шести с половиной тысяч рублей. Женщины выходят на пенсию в 63 года, мужчины — в 65.

По данным на 2020 год, за чертой бедности проживало 45% населения.

«Я получаю в переводе на рубли около пяти с половиной тысяч рублей (минимальный размер пенсии. — Прим. авт.). На эти деньги прожить невозможно, — рассказывает 75-летняя пенсионерка Аза. — Без помощи моих детей не выжила бы. Их у меня четверо. Одинокие пенсионеры — самые несчастные люди. Наши мужчины — гордые люди. Если же они решились просить деньги, то значит, что у них совсем все плохо. Зато наши власти превосходно живут. Почему эти непонятно чем занимающиеся депутаты получают в двадцать раз больше, чем я?» — вопрошает армянская пенсионерка.

Зарплата депутата Национального собрания составляет около 105 тысяч рублей. Плюс различные приятные бонусы. Я как мог «утешил» женщину, сказав, что средняя пенсия российского гражданина также в двадцать раз меньше, чем зарплата депутата Госдумы.

Бывают, конечно, и исключения, которые только подтверждают правило. Пенсионерка Вера. Ей 90 лет. Выглядит прекрасно. Хорошая память и ясный ум. Каждый день я застаю ее за столиком возле бара с неизменными чашечкой кофе и сигаретой. Отлично говорит по-русски. Владеет еще французским и английским. Объясняется это очень просто: детство и юность она провела в России, а уже почти пятьдесят лет живет в Канаде. В день, когда у нее заканчивалось пребывание в санатории, за ней прилетел сын из Монреаля. Для армян, где бы они ни жили, главный человек в семье — это мама.

Есть еще одна вещь, которая объединяет большинство пенсионеров бывших союзных республик. Ностальгия по СССР. Они абсолютно уверены, что тогда жили гораздо лучше. Кто бы сомневался. Я хорошо помню те времена, когда приезжие из Закавказья платили две-три цены за «Волгу» или «Жигули». «Москвич» они за автомобиль не считали.

И все же при всей симпатии к России Армения движется в сторону Запада. В школах по-прежнему изучение русского является обязательным. Но молодежь предпочитает английский. Мечта армянского подростка — уехать в Америку.

С улиц Еревана исчезает русский язык. Таблички с названием улиц я видел на армянском и английском…

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28900 от 28 октября 2022

Заголовок в газете: Армения любит Россию, но смотрит на Запад

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру