Правозащитники заговорили об изменении подхода к мобилизации граждан: нужны врачебные спецкомиссии

«Каждому из них надо хотя бы измерять давление и заглянуть в медкарту»

Совет по развитию гражданского общества и правам человека подготовил пакет предложений, касающихся усовершенствования процесса частичной мобилизации. В частности, речь идет о создании военно-врачебных комиссии с участием гражданских медиков, которые оценивали бы состояние здоровья резервистов. «Далеко не все мобилизованные здоровы, предыдущие комиссии люди могли проходить 10-20 лет назад, вдруг мобилизованный инфарктник», - говорит председатель Совета Валерий Фадеев.

«Каждому из них надо хотя бы измерять давление и заглянуть в медкарту»

При этом остро стоит вопрос «оснащения» врачами не только комиссий, но и всех медицинских учреждений в стране — за время пандемии страна потеряла более 100 тысяч людей в белых халатах, а большинство из оставшихся работают в состоянии выгорания. К тому же сегодня медики попадают под мобилизацию. Как выходить из этой ситуации, эксперты рассказали журналистам.

Как говорит Фадеев, задачей медицинских комиссий в мобилизационных пунктах должен стать хотя бы минимальный медосмотр резервистов: «Может быть, не такой тщательный, как с призывникам, но каждому мобилизованному надо хотя бы измерять давление и смотреть его медкарту, многие ведь на учете». Сопредседатель Всероссийского союза пациентов (ВСП) Ян Власов добавляет, что «победа растет из тыла, где происходит производство здоровых солдат, и если не хватает технологий для этого производства, надо их организовать. Комиссии для мобилизованных - одна из таких технологий».

Правда, не совсем ясно, откуда набирать врачей в такие комиссии. Если в 2019 году в стране дефицит врачей составлял 25 тысяч единиц, то, как отмечает Власов, за время пандемию систему здравоохранения покинули еще около 100 тысяч. Часть погибли, часть стали инвалидами, а еще часть достигли максимального градуса профессионального выгорания и ушли. В итоге дефицит людей в белых халатах сегодня составляет в среднем 55%, а в сельских районах доходит до 65%. И это происходит на фоне еще более печальной статистики: в первый год после окончания вуза с работы уходит 10% врачей, во второй и третий — еще по столько же, а в течение 10 лет каждый второй уходит из профессии.

Как показал опрос, проведенный ВСП, молодых врачей больше всего демотивируют невысокие зарплаты, мало возможностей для карьерного роста, неэтичность и недоброжелательное отношение к пациентам со стороны старших коллег и отсутствие наставничества. Опытных врачей демотивирует большая нагрузка, большой объем ненужной отчетности и недостаточное количество времени на прием пациента (12 минут, когда как по факту нужно отводить до 40 минут), отношение пациентов и низкий уровень материального стимулирования

И в то время как официально сообщается, что зарплаты медиков постоянно растут (по данным Росстата, средняя зарплата врача в стране сегодня достигла 95400 рублей, после уплаты налогов — чуть более 82 тысяч), на практике ситуация выглядит совершенно иначе. «Нужно учитывать, что при подсчете средней зарплаты не учитывается фактор неравномерного распределения доходов (зарплаты руководителей медучреждений порой в десятки раз превышают зарплаты рядовых врачей), занятость врача (в среднем у нас врач работает на 1,5 ставки), разрыв в зарплатах по регионам (они могут отличаться в 5 раз», - продолжает Фадеев.

Чтобы узнать реальную картину с заработком врачей, ВСП провел тайное анкетирование 1500 врачей из 60 регионов. Оказалось, суммарный уровень доходов врача рядовой больницы, а таких в стране 85%, в среднем составляет 51989 рублей (со всеми надбавками и ставками). Если врач работает на одну ставку, то это уже 30156 рублей (а не 60-70 тысяч, как у нас рапортуют). Почти 60% врачей работают на 1,5 ставки и больше, а больше 30% - на 2 ставки и больше. Оклад терапевта без надбавок составляет в среднем 19677. «Работа на две ставки означает, что врач почти не бывает дома, а значит, у него скорее всего есть конфликты в семье и феномен выгорания. Более 80% работающих в стране врачей испытывают чувство профессионального выгорания, и у более 60% - устойчивые признаки выгорания. Это - страшные цифры», - говорит Власов.

И вот сейчас часть врачей подлежит мобилизации (официально называется цифра в 4 тысячи человек). Фадеев призывает подходить к этому процессу «деликатно»: «Если в сельской местности или труднодоступном регионе мобилизуют фельдшера или доктора, кто будет оказывать помощь населению? Есть редкие, штучные специалисты: патофорфологи, цитологи, неонатологи, онкологи с редкой специализацией — если их призывать, оголяется процесс лечения больных. Нужны отсрочки специалистам с редкими знаниями, опытом, без которых может остановиться процесс или эффективность работы резко снизится. Нужны точечные решения — все эти обстоятельства должны учитывать мобилизационные комиссии регионов». Власов добавляет, что нужны списки специалистов, которые обеспечивают бесперебойную работу системы здравоохранения на время боевых действий и не попадают под мобилизацию — но этой работы не было проведено: «На днях обратилась доктор 43 лет, мать-одиночка с двумя детьми, которую призвали, хотя женщин принимают только в третий разряд, а сейчас идет первый».

Эксперты отмечают, что из-за сложной экономической ситуации Минздрав отложил на пару лет реализацию пилотного проекта по внедрению новой системы оплаты труда медработников, что позволит выравнять оклады врачей в разных регионах. Однако, как заявил Фадеев, «не настолько плохо состояние российского бюджета, у нас все еще профицит, и надо ввести этот проект как можно скорее». СПЧ предлагает приравнять врачей по статусу к работникам МВД, а их зарплаты — к МРОТу. «Врач должен получать 4 МРОТа, а медсестра - 2 МРОТа», - поясняет Валерий Фадеев.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру