Гимнаст Нагорный без боя отдал помост Маринову: «Выжал из себя всё»
Даниэль Маринов. Фото: sportgymrus.ru
Мы к этому действительно не привыкли. После Олимпийских игр в мужском внутреннем соперничестве и Никита Нагорный, и Артур Далалоян, и Давид Белявский, и выскакивающий на старт между травмами Денис Аблязин интересовали всех. Как и Виктория Листунова, и Ангелина Мельникова на женском помосте. Что могут, к чему готовятся, остаются ли, в конце концов? Если на первые вопросы хотя бы в какой-то степени давал ответ помост – без медалей лидеры практически не уезжали, то второй висел в воздухе и будет висеть, пока ситуация с выступлением на международных стартах для наших спортсменов не изменится.
Новосибирск, который встречал Кубок России в отличном зале Центра подготовки по спортивной гимнастике олимпийского чемпиона Евгения Подгорного, из олимпийских чемпионов (причем на момент начала турнира еще даже действующих), приехавших на старт, увидел только Ангелину Мельникову и Никиту Нагорного. Геля, прилетев и выйдя на помост, снялась уже непосредственно перед началом турнира: получила травму. Утешение есть: уверяет, что не очень серьезную, справится с ней уже к старту в декабре. А Нагорный в Новосибирске был, но не выступал – поддерживал. Боя нервов и мышц на сей раз в планах не было.
Никита и предположил: этот первый турнир без олимпийской команды будет интересным. Почему? Потому что признанные авторитеты – не важно даже, как они выступают, все равно давят на молодых. «Молодежь зажимается, не верит в себя. А теперь у них будет возможность показать, на что они способны». Мол, давить не будем, вольному – воля на помосте. (Этот подход можно считать в какой-то момент, а конкретно – в олимпийский, довольно сложный для всех по эмоциям, – справедливым, правда, не хотелось бы, чтобы чемпионы им злоупотребляли.) Но некоторое время зрителю на адаптацию все же потребовалось: за кого болеть будем? Трибуны все еще искали кумиров.
Увидев в разминочном зале олимпийского чемпиона Николая Крюкова, который сегодня работает в Краснодарском крае, я даже передала ему услышанный в первые дни разговор болельщиков: когда нет признанных лидеров, то кажется, что и борьбы особой не может быть. «Не соглашусь, – возразил Николай. – Потому что борьба на Кубке была, это было доказано. Все боролись за свои комбинации, за свою работу, очень много точных приземлений, причем на высоких снарядах. Не скажу, что без лидеров это был другой уровень старта, нет. Просто не было тех звезд, которые вносят особенно яркую эмоциональную краску в соревнования. А чисто в спортивном плане тот, кто приблизился к пьедесталу, сделает выводы на дальнейший старт, а в следующем году появятся и новые гимнасты на помосте, смотревшие сегодня со стороны. И этот процесс не остановить».
***
Два лидера Кубка России были в Новосибирске названы: Даниел Маринов и Анна Калмыкова выиграли личное многоборье, не оставшись без наград и в отдельных видах. И если Даниел был просто обязан побеждать, поскольку делал это уже и при участии в стартах тех же Нагорного с Далалояном, то Аня выступлением на Кубке России официально заявила о намерениях.
Даниел Маринов на последних стартах, где исправно становится сильнейшим в многоборье, выступает с травмированным плечом. Но про плечо особенно не рассказывает. А вот Игры БРИКС, которые стали его первым в жизни международным стартом, вспоминает. Говорит, как-то легче ему на внутренних стартах теперь выступать.
При этом, как и положено звезде, разогреть публику умеет. Рассказать, например перед личным многоборьем, в котором сам себе ставил задачу добраться до определенных баллов (не удалось и в Новосибирске, но выводы сделаны, а планы только расширяются), что готов сказать «спасибо» организму, сумевшему вовремя акклиматизироваться и давшему ему поспать. А потом заодно и поведать, как проходит у спортсменов программирование на нужный результат. Накануне многоборья, мол, он разговаривал во сне, называл высокие баллы и предполагал, что «можно там сверху еще что-то накинуть»…
Правда, дотянуться до желаемых 86 баллов не удалось. Но победе Даня радовался. И сказал, что выжал из себя на помосте Новосибирска всё, что мог. Но тут же заявил, сославшись на слова старшего товарища Нагорного: «когда ты три года подряд выиграешь и чемпионат, и Кубок России, только тогда уже можно сказать, что это действительно результат».
Вот молодцы, конечно, эти двое: Никита умеет замотивировать, а Даниел запомнить.
Но и остальные ребята нынешнему лидеру дают подсказки, переживают за него, зная о проблемах с плечом и, например, облегченной из-за этого программе на кольцах. Сергей Найдин даже подсчитал: вот с кольцами на 12,8 балла Даниел набирает 85,8 балла в сумме, но он на этом снаряде получал без травмы и 14 баллов. Если прибавить разницу, получается уже почти 87 баллов. Так что сон тот лишь пока случился не в руку …
Сам же Сергей Найдин блистательно, как он умеет, завершил соревнования на Кубке России победой на перекладине, и это вновь была ударная точка для всего турнира. (Попутно впервые став призером и на вольных упражнениях.) Про сны свои не рассказывал, но, глядя на его широченную улыбку, я вдруг вспомнила, как звонила ему в ковидное время в больницу. Это он был тем самым гимнастом, что сдал положительный тест и взволновал общественность. Все члены сборных команд по спортивной гимнастике и синхронному плаванию из-за нескольких положительных тестов на коронавирус тогда вынуждены были покинули базу в Новогорске. На базе началась дезинфекция, а спортсмены ушли на самоизоляцию по месту жительства. Найдин же в больнице начал два раза в день сдвигать мебель в палате, освобождая себе место для тренировок. Говорил, если бы лежал, как сосед, без движения, то по стенам бы ползал от скуки.
В Новосибирске Сергей признался, что, вообще-то, собирался выиграть и упражнения на коне. Но ошибся – поэтому стал вторым. Интересно, будь именно в этот момент рядом победитель – коллега Даниела Маринова по группе и общему тренеру Радику Курмангалину совсем юный еще Ранель Сафиуллин, возразил бы? Впрочем, он успел возразить на помосте, и это серьезнейшая заявка на будущее.
***
Аня Калмыкова только-только начала шагать на взрослом помосте, но даже по меняющемуся прямо по ходу соревнований взгляду видно, как впитывает в себя опыт и вносит корректировку в выступления. Аня кажется очень рассудительной: «Я очень довольна, но надо работать». Так или примерно так она и говорит, набрав на этих соревнованиях на каждом виде за 14 баллов. И тут она довольна. В многоборье гимнастка получила 57,332 балла, это лучший результат на Кубке России за последние три года, а на последнем Кубке перед Олимпийским играми-2020 Виктория Листунова собрала 57,965. Но Калмыкова не хвастается, а констатирует: надо было детально все пройти, по всем точкам, на которые указывает тренер Елена Байдина.
Аня не успокоилась после многоборья, победила потом в опорном прыжке и в упражнениях на бревне. Том самом снаряде, с которого, как известно, так легко и больно падать. Ей тут же скажут: да ты из стали! Впрочем, легких снарядов в женской гимнастике (как и в мужской) тоже нет.
Бревно, как говорят специалисты, это – 10 см ширина снаряда, это – поднятая высота и очень сложные элементы. Поэтому абсолютно нормально, что у любого гимнаста в какие-то моменты возникает страх: бревно требует большой психологической собранности, малейшее отклонение приводит к падениям и ошибкам, буквально на каждом движении нужно концентрироваться. Но все постепенно нарабатывается. Хочется, конечно, к последнему добавить: так говорят.
Хотя многие в плане большой психологической напряженности считают наиболее жестким видом прыжок. Потому что он «одномоментный»: разбежался – прыгнул. Как вспышка. А в вольных упражнениях другой нюанс: тяжело на ковре бывает чисто функционально, помимо акробатики, нужно еще и на хореографических и гимнастических элементах выкладываться. Да, ковер, простор, можно проявить эмоции, но функционально это сложно, потому что гимнасты работают практически на задержке дыхания. И попробуйте минуту тридцать, пока выступаешь, просто не подышать, но при этом прыгать.
А брусья? Работа в основном идет на руках, и это в каком-то смысле даже противоестественно, все же обычный упор приходится на ноги. Юная Людмила Рощина в Новосибирске, победив на этом снаряде в Новосибирске, показала, как красиво и естественно можно работать. Рощина громко заявила о себе еще на чемпионате России, когда собрала там полный комплект наград: золото в упражнениях на брусьях, серебро в личном многоборье, бронзу – в командном многоборье. И заслужила запоминающийся комментарий специалистов: «результат, прямо скажем, нахальный». Простыми словами, но доходчивыми.
Да и спортивное нахальство – это ведь счастье. И тренеров, и учеников. Кстати, в Новосибирске прекрасно показала себя трибунам и специалистам 14-летняя Ксения Зеляева, она выступила на взрослом старте в виде исключения. На примере того же фигурного катания, где внедрение юных во взрослые разборки активно практикуется, мы видим, какие плоды дает вовремя полученный опыт.
***
Кубок России проходил параллельно с олимпийским турниром в Париже. Если честно, это даже несколько давило поначалу. Потом – по законам хорошего старта – события на помосте Новосибирска по-настоящему увлекли. Оказалось, что Никита Нагорный, с отсутствием которого, как и всех олимпийцев, тем не менее пока сложно смириться, все же был в чем-то прав: молодые раскрываются без давления авторитетов даже активнее.
Не удержавшись, я спросила главного тренера сборных команд России Андрея Родионенко, смотрел ли он, например, драматичный финал мужского командного многоборья в Париже, в котором победили японцы, заняв наше место действующих олимпийских чемпионов.
«Самые яркие впечатления оставил этот финал: борьба не на жизнь, а на смерть. До последнего подхода игра нервов, игра техники и та самая самоотверженность гимнастов, которая как выход на последний бой, – признал Родионенко. – Это настоящий олимпийский финал. К сожалению, без нашего участия. Мы были бы там. Честное слово. Предсказывать, предваряя вопросы, ничего нельзя. Как бессмысленно и сравнивать Кубок России с Играми. Выступление здесь и там неравнозначны. Подготовка – раз, ответственность – два, и мозг, который в этот момент кипит, – три. Кстати, у кого он кипит на Играх и управляем – тот взлетает. У кого не управляем… там таких примеров было много. Срывы, неудачи из-за этого олимпийского нерва – это, конечно, объяснение, может, и оправдание, но не для олимпийского уровня.
А прошедший Кубок России – важный турнир. Это окончание олимпийского цикла. Все ожидаемо, это то, что мы имеем в сухом остатке. Из выступавших здесь спортсменов мы и будем выбирать: что получится. На Кубке России были спортсмены, которые честно выполняют свою работу, я бы так сказал, но дальше они не пойдут. Будем формировать сборные и очень ждем поддержки от молодежной команды, из зала которой я не вылезаю уже в течение года. Нам предстоит соединить лучших с притоком новичков. Обновление необходимо».