Фигурное катание России заглянуло в олимпийское будущее-2026: шансы на шансы есть

Фото: fsrussia.ru

В Москве прошла отчетная конференция ФФККР. После нее исполняющий обязанности президента федерации Антон Сихарулидзе и генеральный директор Александр Коган ответили на вопросы журналистов. А вопросы с приближением зимних Олимпийских игр, до которых пока что два года, будут все те же и все о том же: примут ли в них участие наши спортсмены?

И вопросы эти, как показала история трудной дороги летних дисциплин, будут изматывающими. Те, кто спрашивает, хотят выцарапать хоть что-то новое – любые детали, но показывающие движение вопроса: вперед или назад. Те, кто отвечает, будут ходить по кругу. До тех пор, пока ситуация во всем спортивном мире не развернется к нам лицом.

Касаясь болезненной темы отсутствия наших спортсменов на международном льду, Антон Сихарулидзе признал: разговоров на эту тему с ISU практически нет. «Мы много не обсуждаем» возможность выступления российских фигуристов, потому что на сегодняшний день это и «для них тема очень сложная». И выразил пожелание: будем надеяться, что в ближайшее время возвращение произойдет.

Его слова да ISU бы в уши. Но ушей там, увы, не одна пара. И везде пока – беруши. Зимние виды спорта (конечно, их международные федерации) поголовно игнорируют Россию. Не говорят, как, предположим, глава легкой атлетики Себастьян Коу: я сказал – российских спортсменов не будет! (При этом, откровенно и демонстративно наплевав даже на рекомендации МОК о допуске спортсменов к стартам и Олимпийским играм в нейтральном статусе со всем известными критериями.) Но это и не требуется. Потому что федерации не дают допуск нашим лидерам к соревнованиям и без лишних слов. 

Да и кто же даст зеленый свет, если входящие в Ассоциацию зимних видов спорта семь международных федераций – это биатлон, лыжные виды спорта, хоккей, бобслей, керлинг, санный спорт и фигурное катание – возглавляют руководители из Швеции (два раза), США, Латвии, Великобритании… Президент Международного союза конькобежцев Чжэ Ель Ким из Южной Кореи, может, и заинтересован в возвращении наших спортсменов побыстрее, все же наши звезды мировую погоду еще как делают, да, похоже, стать первым остерегается.

Без сомнения, все руководители смотрят за экспериментами по новым правилам МОК, перестроенными под рекомендации, над спортсменами двух стран перед летними Олимпийскими играми. Как оно все пройдет? Выводы пока окончательные делать им рано, но после Игр они сделаны будут.  

И после Парижа-2024 движение к зимним Играм, конечно, начнется активнее. Все для начала повторится: Томас Бах будет рассказывать о правах чистых спортсменов и отсутствии дискриминации. И напоминать: раз недовольны, например, принятыми решениями и Россия, и Украина, значит, МОК нашел верный путь. Типа – справедливый. Баха, правда, ожидают выборы через год после Парижа-2024. Так что можно ждать усиления риторики с его стороны. А со стороны соискателей, в числе которых упорно называли последние годы Себастьяна Коу, ждать нам хорошего вообще нечего, он все про отношение к российскому спорту сказал уже неоднократно.

Совет ISU отстранил российских и белорусских спортсменов от международных турниров, будучи в первых рядах движения по «защитным мерам» МОК, это было еще 1 марта 2022 года. Виды спорта, которые входят в ISU, – фигурное катание, конькобежный спорт и шорт-трек, – наше исчезновение, конечно, заметили. Но больше все же в том смысле, что дорога к пьедесталу вдруг оказалась доступна тем, кто о медали реально и мечтать не мог.

Никто по отсутствующим лидерам даже в фигурном катании не плачет, да это было бы и странно. Спорт – это то, что здесь и сейчас, поэтому рассуждать в наше отсутствие об уровне их конкуренции можно, но соревновательный накал выступающих и интриги по дороге к пьедесталу это нисколько не гасит. И, когда звучат слова, выражающие надежду, что после возвращения наших спортсменов к международным стартам «все турниры по фигурному катанию, которые есть на земле, будут полноценными», то есть с участием всех сильнейших спортсменов, то вызывают они все же двойственные чувства. Как и то, что, признавая зрительский интерес к стартам по фигурному катанию в мире – «не говорил бы о какой-то катастрофе в плане зрителей», Антон Сихарулидзе все же отмечает и другое – «может быть, можно говорить, что результаты на этих турнирах странные, если не участвуют сильнейшие».

Нет, нам, конечно, обидно. Очень. И даже не потому, что Россия столько сделала для развития фигурного катания, стольких звезд ему подарила, а нынче – вроде как ничего это и не помнится. Унизителен сам факт бессрочного отстранения, который к тому же кардинально изменил посыл: сначала Россия и Белоруссия не будет выступать, потому что важна безопасность самих спортсменов, мало ли что? Потом разворот мысли иной, но отстранение все то же – о России нигде, никогда, никому ни гу-гу, а то – изгнание и дисквалификация. И не только спортсмены, но и зрители, и журналисты прав на национальную символику не имеют. 

Люди без лица, да еще в спорте, – это изощренно. Но обида не заслоняет другого: результаты на международных стартах такие, какие на них показывают спортсмены. И среди них тоже есть сильнейшие.  

«Когда разум восторжествует»

Конечно, этот вопрос руководству после конференции прозвучал: есть ли шанс, что российские фигуристы будут участвовать в международных турнирах в следующем сезоне? Сихарулидзе сказал: ждем, «когда разум восторжествует», и наши международные коллеги дадут возможность российским спортсменам выступать на международных соревнованиях, но, «когда они это сделают, известно только им, когда на них снизойдет».

Есть ли у фигуристов шансы на Олимпийские игры? Они «не просто остаются, они есть, мы в это верим», – утверждает олимпийский чемпион Антон Сихарулидзе и напоминает, что «нейтральные спортсмены могут выступать даже сейчас, в Париже в 2024 году». И тем самым, видимо, все же показывает свое отношение к выступлению спортсменов в нейтральном статусе. Зимние Олимпийские игры пройдут в 2026 году, это еще два года: «Как вы понимаете, в нынешних условиях два года – это целая вечность. Поэтому шансы большие, и мы надеемся и готовим команду к Олимпийским играм 2026 года».

Конечно, прежде всего попасть надо на международные старты вообще, квоты на Игры будут разыграны на чемпионате мира-2025, то есть уже в этом сезоне. Но пока наши фигуристы еще планы под него строить не могут. В следующем сезоне пройдет еще осенний квалификационный турнир, там можно получить лишь по путевке в каждом виде. Возможно, этот путь нам и приготовят. В любом случае, как все понимают, от наших желаний ничего не зависит. «Совет Международной федерации принял решение о нашем отстранении. И Совет ISU должен принять решение, что российские фигуристы допущены до международных стартов», – говорит Сихарулидзе.

Легких путей не ищем

Что же касается получения квот, то, считают руководители нашего фигурного катания, рассуждать на эту тему, пока нет решения Совета ISU о возвращении россиян, вообще рано. Только после возвращения «мы действительно можем взаимодействовать с ISU и обсуждать, а как мы можем добывать наши квоты, по какой из дорог пойдем, по какой системе будем получать».

А Совет ISU, как уточняет генеральный директор ФФККР Александр Коган, состоится еще не раз: пройдет до июньского Конгресса ISU, будет и после Конгресса, «до Олимпийских игр 2026 года их будет несколько». На ближайшем, предполагает Коган, больше речь пойдет больше о правилах. ФФККР, кстати, приняла решение в основном оставить более сложные требования к содержанию программ, нежели те, что предлагается рассмотреть на Конгрессе ISU. Уже опубликованы требования к содержанию программ, чтобы спортсмены, которые ставят их сейчас, могли понимать и подсчитывать, что в этом сезоне будет у них в программах на внутренних стартах.

Федерация не будет поддерживать предложения об упрощении правил. «Считаем, что полноценное фигурное катание должно сочетать в себе и сложность, и искусство катания на коньках», – уточняет Александр Коган. Именно эти вопросы и обсуждали наши руководители в последнем общении с президентом и генеральным директором ISU.

Не согласна наша федерация и с новым возрастным цензом, который вступает в силу на международном уровне. Александр Коган говорит, что, «как и раньше, мы придерживаемся своего видения». Среди взрослых в России будут выступать спортсмены с 16 лет (те, кому исполнится 16 лет на 1 июля). Более того, в синхронном катании даже изменили под это правила: там тоже спортсмены будут выступать по взрослым с 16 лет, а не с 17 как в ISU.

Не представляют «безумной ценности»

Что же касается еще одной болезненной темы смены спортивного гражданства, то заявок от фигуристов, по словам Антона Сихарулидзе, приходит немного. И в основном от спортсменов, которые «имеют паспорта других государств, живут там». И вообще – «переходов не больше и не меньше, чем было и до каких-либо ограничений». И есть факт: «лидеры, те спортсмены, которые важны для наших зрителей, также для молодых ребят, которые смотрят и идут заниматься фигурным катанием, для родителей, никто не собирался и не собирается никуда переходить».

Исполком федерации принял решение о разрешении уйти в другие федерации фигуристам Аннабель Морозов, Софье Самоделкиной и спортивной паре Екатерина Гейниш – Дмитрий Чигирев. Эти спортсмены имеют гражданство других стран. Антон Сихарулидзе назвал переходы «частным» случаем. «Слушайте, это жизнь. Например, у нас есть Морозов, она вообще родилась в Америке. У нее есть американское, французское гражданство. И она живет в Америке. Да, какое-то время она пожила здесь, покаталась. Да, так было. Но вообще она американка. Как мы можем ее не отпустить? Там вся ее жизнь».

«Холить и лелеять»

Согласен с такой оценкой и Александр Коган. «Те, у кого есть гражданство, вид на жительство, те фигуристы, которые живут, учатся и не представляют безумной ценности для страны, пусть они там катаются и соревнуются».

Правда, считает один из руководителей ФФККР, есть обратная сторона переходов: многие из ушедших потом говорят, что это было «не сильно все правильно». В большинстве зарубежных стран другой подход к фигурному катанию, «здесь мы ребят содержим, холим и лелеем, а там каждый – как сможет». Призовые в фигурном катании Росси останутся прежними, как и в прошедшем сезоне. «Они огромные», – подчеркнул гендиректор ФФКР.  

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика