Фарфоровое наследие: как по старой посуде узнать о семейной истории
Посуда — любимый трофей посетителей антикварных магазинов по всему миру.
Николай Второй, получается. Так и называлась в семье — «царская чашка». Эта дошла от бабушки, вторая точно такая же сохранилась у бабушкиной сестры. Откуда именно посуда взялась и что это вообще — бабушка и ее сестра, родившиеся на четверть века позже этой чашки, не помнили; а сейчас, увы, спросить уж совсем некого.
Потому в обеих семьях, где живут эти чашки, независимо друг от друга пришли к выводу: должно быть, это коронационный подарок. Тот самый, за которым была давка на Ходынском поле в мае 1896 года… На клейме — 1897? Ну, всякое бывает, вон и в 2024 году в автосалоне можно приобрести машину следующего модельного года. Мало ли.
Думали так, пока в краеведческих и «прикладных» музеях разных регионов, а потом и в Интернете, не начали попадаться настоящие «ходынские» чашки. Точнее, кружки — разных вариантов (были, например, совсем простые, а были получше, для полицейских и прочих «оргсотрудников» коронационных торжеств). Тут-то и выяснилось, что «наши царские чашки» — это что-то другое.
Еще совсем недавно — лет десять-пятнадцать назад, — чтобы обнаружить ответ, нужно было быть насмотренным экспертом по антикварной посуде либо обращаться к справочникам. В наши дни искать такие вещи оказалось куда проще: интернет-поисковик в качестве запроса умеет принимать фотографии, подбирая максимально похожие. И вот уже пару лет как обе наши семьи в курсе: чашечка принадлежала к так называемому Готическому сервизу Императорского фарфорового завода.
Впервые этот сервиз — тогда на 150 персон — был изготовлен по заказу Гофмаршальской части (так называлось управление делами дворца) на Императорском фарфоровом заводе к Рождеству 1832 года. Он весьма активно использовался на дворцовых приемах до начала ХХ века. И по мере боя посуды, разумеется, «допечатывался» — в том числе и в 1897 году, когда сервиз был расширен до 200 персон. А вот в свободную продажу никогда не поступал. Таким образом, получается: кто-то из поколения наших прапрадедов служил в дворцовой обслуге или бывал на дворцовом приеме на рубеже XIX и ХХ веков. И принес оттуда такой сувенир (даже два). Может быть, именно что с отбитой ручкой или щербинкой — уже «некондиция», так что можно было забрать.