Эксперты предложили кардинальные меры повышения рождаемости в России

Дело в том, что с 2020 года большая часть материнского капитала стала выплачиваться за первенца. Сейчас это сумма составляет 524,5 тысяч рублей. Дополнительно за второго, если оба малыша родились после 2020-го года, и за первого мать уже получила деньги, на данный момент доплачивают всего 168,6 тысяч рублей. Следовательно, всего за двоих детей, рождённых после 2020-го года, можно получить 693,1 тысяча рублей.

Если двое детей родились до 2020 года, а третий после, то на него материнский капитал не полагается вообще. Если первый ребёнок родился до 2020-го года, то всю сумму маткапитала выплачивают только за второго.

Выходит, рождение второго при наличии старшего брата или сестры, рождённых после 2020-го года, финансово почти никак не простимулировано. Ну, что такое 168 тысяч рублей — коляска, кроватка, приданое на первый год. Все. Да, не все меряется деньгами, и те, кто хотели родить второго не ради выплат, а ради него самого, все равно это сделают.

Но для тех, кто колебался, финансовый стимул мог стать последней горошиной на чаше весов — рожать, не рожать.

После неоднозначного решения выплачивать большую часть маткапитала за первенца, которое многие считают ошибкой для нашей демографии, вероятности рождения вторых детей серьезно просели. А без второго – третьего и последующих детей никак не родишь.

Причем расчёты ученых-экономистов показали, что программа материнского капитала в своё время действительно привела к скачку рождений вторых детей, на вероятность их появления на свет значительно повлиял не только сам факт существования подобных выплат, но и их объем. В среднем, каждая индексация федерального маткапитала с 2007 года повышала шанс рождения второго ребенка в семье на 2,1%, а повышение региональных выплат влияло на рождаемость — на 4,2%.

Но получение маткапитала за второго ребёнка и покупка ипотечной квартиры, как ни странно, снижали вероятность рождения третьего. Фактически материнский капитал являлся входом в ипотечную программу первоначальным взносом. Выигрывали от этой системы прежде всего банки. Люди рожали второго, радовались, вступали в ипотеку, а потом понимали — крупный банковский долг рассчитан на десятки лет, в этой ситуации ещё один малыш, никак не подкреплённый финансово помощью государства, просто непозволительная роскошь.

И с 2016 го года количество третьих новорождённых в семьях перестало расти.

После переноса в 2020-м большей части выплат материнского капитала на рождение первенца, упали шансы появления на свет даже и вторых детей. Есть и психологический момент, многие привыкли, что за рождения второго ребёнка дают деньги. Первого так или иначе планируют все. А вот насчёт второго уже думают. И тут его «оценили» в три раза меньше, чем старшего. Обидно!

Есть мнение, что большие выплаты за первенцев — это сродни диверсии, это мина замедленного действия, заложенная под российскую демографию, где и без того сейчас огромное множество проблем.

О новой инициативе платить за третьего ребёнка столько же, сколько и за первого — то есть на сегодняшний день без малого 600 тысяч рублей, поведал заместитель главы думского комитета по охране здоровья Сергей Леонов. Однако, как он сразу уточнил, данная мера поддержки может быть принята не для всех регионов, а только для тех, где низкая рождаемость. Как будут высчитывать потолок низкой рождаемости, если учесть, что она ниже уровне воспроизводства практически везде, кроме республик Северного Кавказа? Станет ли финансироваться эта программа из бюджета или средства на неё предложат опять наскрести самим региональным руководителям? Мол, у вас детей не хватает — вы за них и доплачиваете.

Не обидятся ли те же чеченцы или тувинцы, у которых традиционно большое потомство, что они искренне выполняли наказ президента о многодетных семьях как «основе суверенитета России», а деньги будут давать тем, кто без денег рожать не хотел? Пока это все вопросы остаются без ответов.

Есть целый год, чтобы как-то исправить сложившуюся ситуацию.

Иначе «в 2024 году число родившихся в России детей может стать самым низким с конца 18 века», — констатирует независимый демограф Алексей Ракша. Он предлагает ещё более смелое решение:

«Например, если давать выплату в 1 млн рублей на второго ребенка и 1,5 миллиона — на третьего. На это потребуется меньше 1 трлн рублей в год, а рождаемость поднимется процентов на 10-15».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика