Экспедиционное бешенство: российский ученый рассказал о возможной причине насилия в Антарктиде
тестовый баннер под заглавное изображение
По данным Sunday Times, на прошлой неделе из SINAE IV на Большую землю пришло очень тревожное электронное письмо от одного из участников экспедиции с мольбой о спасении. Он написал, что группа живет в страхе перед человеком, который представляет явную угрозу для команды. «Его поведение вызывает у нас глубокую тревогу. Он применил физическую силу к [X], что является серьезным нарушением норм личной неприкосновенности. Он угрожал убить [X], создавая атмосферу страха и запугивания. Я опасаюсь за собственную безопасность, потому что следующей жертвой могу стать я», – приводит его слова газета.
Журналисты не приводят имен участников конфликта, но отмечают, что члены антарктической экспедиции просят руководство срочно принять меры в связи с «все более угрожающим поведением» коллеги.
А что же власти ЮАР? Министр окружающей среды Южной Африки Дион Джордж ответил, что лично поговорил с командой, чтобы оценить ситуацию и выдал некое уточнение:
«Руководитель экспедиции поругался с этим человеком. Затем ситуация обострилась, и этот человек нанес физическое оскорбление руководителю. Вы можете себе представить, каково это?».
Между тем, срочно вмешаться в ситуацию на Южном полюсе никто пока не может. Из-за плохой метеообстановки, добраться до попавших в «плен» психически опасного человека никто не сможет еще, как минимум, неделю.
Мы попросили прокомментировать ситуацию доктора медицинских наук, специалиста по космической и спортивной психологии, организатора длительных международных экспедиций с изоляцией, лауреата Премии правительства России в области науки Вадима Гущина.
– Ситуация не является неожиданной, – говорит ученый, – подобное в антарктических экспедициях случалось и прежде из-за пребывания людей в экстремальной среде обитания и в силу изолированности малых групп людей.
Все члены экспедиции, как правило, только коллеги, которые могут говорить, в основном, только на профессиональные темы и часто общение у них между собой носит навязанный характер: хочешь не хочешь, а вынужден говорить со своим коллегой, который, возможно, уже порядком тебе надоел.
Градус раздражения может повышать также сама среда обитания, когда нет разнообразной картинки перед глазами или за окном, когда на мозг воздействуют одни и те же стимулы, а также имеет место дефицит приватности и личного пространства. В результате наступает состояние сенсорного голода, который делает человека более подверженным любому стрессу.