Аделия Петросян хочет, чтобы «одно место в огне было», а Семененко убедил компонентно
Кажется, тех, кто теперь говорит, что обожает Аделию Петросян, становится все больше. А ведь фигуристке не особенно повезло со временем – когда нет международной конкуренции, победы внутри страны хороши и интересны, но далеко не всем. Потому и до того лавинного обожания, которое до сих пор тянется шлейфом за предыдущим поколением девочек с ультра-си, Аделии далеко. Но Петросян отстаивает честь нашего одиночного женского в значительно более сложных условиях.
Временно, пока или на ближайшее время – прогнозировать не беремся, но она у нас сегодня такая одна. И это тоже добавляет фигуристке бонусов. Когда можно допустить ошибку и не поплатиться за нее медалью, это сидит в голове. Борьба без схватки с кем-то намного сложнее, чем выгрызание медали с трепетным подсчетом баллов. Аделии, а никто из соперниц не дышит ей в затылок, каждый раз нужно завести себя, чтобы сражаться наотмашь. А ведь еще обязательно важно откатать лучше, чем вчера. Потому что есть репутация и амбиции.
Ей уже 17 лет, даже с половинкой. И это радует, потому что Петросян продолжает кататься на высочайшем уровне. Есть стабильный тройной аксель. И у прыжка, который фигуристка показывает в обеих программах, уже появилась своя четкая смысловая нагрузка в соревновательном разгоне. Говорит Аделия, что старается сделать акцент на чистом исполнении произвольной программы, поэтому важен тройной аксель в короткой, «чтобы меньше думать о месте, чтобы не было нервных эмоций перед произвольной».
Есть четверной тулуп. В произвольной программе второй четверной не получился, но три чисто исполненных элемента ультра-си на две программы – это уже норма. И даже наш трибунный максимализм соглашается: для победы при всех остальных искусных составляющих катания Петросян и такого набора вполне достаточно. Не проигрывает старты уже целый год, а на московском этапе Гран-при России Дарья Садкова, исполнившая два четверных прыжка, отстала от чемпионки на 26 баллов, у Аделии – 251,57 баллов. (Ксения Гущина на третьем месте без элементов ультра-си – 212,79 баллов.)
Аделия Петросян сегодня прекрасна не только на льду. Достаточна прямолинейна и не стандартна в ответах на вопросы журналистов всегда была Камила Валиева. Тогда, до роковых событий Пекина. Во время самих событий шарахнула оголенными нервами Александра Трусова, но то было исключением. Остальные наши звезды одиночного мирового фигурного катания предпочитают выдавать порционные откровения уже после ухода со льда.
Аделия ничего такого вроде и не «выдает», но умеет рассказать о том, что переживает, без нудного шаблона «главная соперница – это я сама». В Москве журналисты услышали: «Хочется конкуренции, чтобы одно место было в огне. Наверное, чистые прокаты идут от конкуренции, когда знаешь, что сделал ошибку и в пролете уже. А так, возможно, слабинка из-за этого у меня происходит».
Она может даже «заложить» наставника, что неожиданно добавит шарма и ей, и тренеру. Например, обсуждая собственное фото из прошлогодней программы «Майкл Джексон», которое было использовано организаторами этапа, Аделия со смехом назвала фото «ужасом», и позиция не та, и лицо: «У меня такого, кажется, даже нет». И подытожила: Даниил Маркович Глейхенгауз сказал, что «человек, который выбирал фотографию, ненавидит фигурное катание». Посмеялась сама и рассмешила других, а, как известно, чувство юмора – это всегда дополнительные баллы в оценке, во всяком случае, нашей.
А что касается настоящих судейских баллов, то Петросян, по ее словам, за рекордами не гонится. Потому что «цели по баллам» будет ставить, когда «нас допустят» до международных стартов. На уточняющий вопрос, думает ли, что скоро уже допустят, Аделия ответила тоже прямо. «Надежда всегда есть, но, мне кажется, придется корячиться подольше. Ну, значит, такая судьба».
Позже это чудесное слово (а в нем, если удариться в философию, заложены все проблемы спортсменов высокого уровня, связанные с отстранением от международных стартов) не вызвало отторжения и у Даниила Глейхенгауза. Сказал, что может лишь приветствовать, если фигуристка «покорячится» подольше. Говорил, правда, только о долгой карьере Петросян. «Имею в виду, чтобы она еще покаталась минимум пять лет».
А я еще и вот так могу!
Мужчины на сей раз снова устроили рубку. Власть делят, искры летят на льду. На каждом этапе Гран-при России оказывается свой «подрывник» распределения мест на пьедестале. В Москве им стал Григорий Федоров. (Первый свой этап Гран-при в сезоне он завершил в Казани на пятом месте.) Четверные флип, два лутца, тулуп, тройной аксель… Только базовая техническая стоимость элементов программы – 100 без трех баллов. И исполнил фигурист свою техническую часть так, что набрал аж 114 баллов, сумасшедшие цифры, которые у нас не поддавались пока никому. (Про американца Илью Малинина вспоминать не будем.)
Но в итоге Гриша стал вторым. Нет, произвольную программу Евгений Семененко проиграл Григорию, уступив в технике 12 баллов. Он тоже заявил базовый набор из 97 баллов, но «бабочкой» потерял риттбергер, ошибся на втором четверном тулупе. И все же по сумме двух программ выиграл благодаря компонентам – с судьями, как Григорий, не заигрывал, а вот уровни исполнения везде тщательно дотягивал. Очередная победа Семененко в экстремальной ситуации борьбы с соперником «ноздря в ноздрю»: 301,60 балла по сумме двух прокатов против 301,04 у Федорова.
Третьим на этапе оказался Марк Кондратюк – 289,11. Он вышел на лед сразу за Федоровым. Чтобы выигрывать, надо было чисто исполнить все пять заявленных четверных прыжка. (О феноменальном американце Малинине снова говорить не будем, просто помним – ему принадлежит рекорд из шести прыжков.) Но это был не тот день Марка, что он показал на этапе в Магнитогорске, набрав там 107 баллов за технику. В Москве случилось и касание льда рукой после четверного тулупа, и очень неприятное падение после каскада из двух тройных акселей, и недокруты на последнем каскаде…
Но, помимо победителя и призеров, Москва увидела еще прекрасных Матвея Ветлугина, показавшего красивейшие четверные флип и лутц, Артура Даниеляна, который исполнил четыре прыжка ультра-си, Романа Савосина, собравшего, помимо эмоций от шикарного «Челентано», еще и под 100 баллов за технику… Мужской турнир был богат. Начинаем привыкать и продолжаем предвкушать: главная битва впереди.
Без сомнений
Под разные разговоры (а тут ведь, как: кто-то один сказал, второй предположил, третий на цифрах от судей заострил внимание и – понеслось) о том, что в танцах на льду вот-вот должна произойти смена лидеров, Александра Степанова и Иван Букин просто раздавили соперников на этапе в Москве.
Почти восемь итоговых баллов (213,90 против 206,10) отрыва привезли победители серебряным Ирине Хаврониной и Девиду Нарижному. Елизавета Пасечник и Дарио Чиризано героически преодолевали падение в ритм-танце и выбрались с восьмого места на третье (189,39).
Да, наши танцы, словно ковырявшиеся два последних сезона в списках фигуристов с единственным вопросом: «а какой бы дуэт еще разбить?», нынче выходят на столь желанный этап борьбы за власть. Но пока все же не за первое место. Оно занято Степановой и Букиным, что каждый мог увидеть на московском льду. А вот дуэтов, которые будут рваться на пьедестал чемпионата России, уже и не стабильная парочка: эти – на второе место претендуют, эти – не третье.
А Саша и Иван были не просто в ударе. Выступлением на этапе в Москве они словно обрубали все никчемные разговоры. И ведь с такими прокатами они бессмысленны даже в теории.